На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 084 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Наседкин
    Доэксперементируют, не хватало нам заразы с америк.Муравьи из Южной ...
  • Дмитрий Гурин
    Живу в ж/д районе Ростова-на-Дону в частном секторе с детства. Сколько себя помню, ежи на участке, точнее ежиха, были...Почему лучше не т...
  • Игорь Петров
    ФСБ сообщило о за...

Нажми на кнопку: Metro разыскало дореволюционные лифты Петербурга

Принято считать, что история лифтостроения в России началась в советский период. Бум этой отрасли действительно пришелся на послевоенное время в силу непростого пути отечественной истории. Тем не менее, первые лифты появились в Санкт-Петербурге еще до Революции, а некоторые даже сохранились до наших дней. Возможно, вы каждый день проходите мимо настоящего музейного экспоната. Metro отправилось на экскурсию по местам, где "живут" следы дореволюционных лифтов. Ее нам провел краевед и журналист Алексей Шишкин. "Ансамбль" Витебского вокзала Витебский вокзал – один из самых прогрессивных для своего времени. Еще на момент строительства в 1904 году были установлены сразу 11 подъемных машин трех типов: электрические, электрогидравлические , оборудованные ручным приводом, на случай отключения тока, и подъема и один для спуска больных на носилках и в колясках. Сегодня посетителей вокзала встречает только лифт №11, который предназначался для спуска с платформы крупногабаритного багажа. Лифт работал от электромотора, скорость подъема составляла 500 мм в секунду. Кабина и лифтовая шахта были изготовлены в Петербурге на заводе “Ф.Ф. Сан-Галли”, находившемся на Лиговском проспекте. Внизу под лифтом находится багажный тоннель, оборудованный горизонтальным транспортером. На кабине сохранилась старая надпись: "Багажная подъемная-машина". Сегодня в шахте уже современный лифт типовой модели, вмещающий в себя до 12 человек. На Витебском вокзале это единственная функционирующая машина, доступная для всех пассажиров.

Дореволюционный лифт на Витебском вокзале. Святослав Акимов, "Metro" Фото:

Круглый лифт дома Елисеевых Доходный дом купцов Елисеевых на Фонтанке первым в городе заполучил лифт в 1890-м году. В здании, построенном Гавриилом Барановским, машина была предусмотрена изначальным проектом. Предположительно, подъемник, как и лифты Витебского вокзала, изготовлен на заводе “Сан-Галли”. Но есть несколько весомых отличий. Комплектная шахта с обильным металлодекором имела круглую форму, а подъемник первоначально работал от парового двигателя. Для жилого дома это не слишком удобно. Паровые подъемники, изобретенные еще в 1835 году, хорошо годились заводам и шахтам - тем местам, где легко было всегда поддерживать в работе котел, но мало годились для зданий, где подъем и спуск нужно было осуществлять лишь эпизодически. Паровая машина требовала слишком много места и топлива. Сам лифт не сохранился до наших времен. Петербуржцам в наследство достались фрагменты декора первоначальной шахты. Внутри действует кабина, которой уже порядка 30 лет. Но и ее дом может лишиться, если не пройдет все необходимые проверки. Габариты лифта в доме Елисеевых слишком отличаются от типовых. - Боюсь, что современных аналогов этого лифта сегодня нет. Если его запретят, то он просто встанет. Тем не менее, есть возможность того, что здесь появится не электрический, а гидравлический лифт. Последние требуют более тщательного осмотра, - заявил Metro Максим Ковалев, технический директор "МЛМ Нева трейд (компания занимается установкой и ремонтом лифтового оборудования, имеет лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)). Историческая "реплика" Лифт в здании Волжско-камского банка не сохранился. Однако его воссоздали в максимально приближенном к оригиналу виде. Благодаря кропотливым поискам в архивах, удалось выяснить, что подъемник был установлен здесь в 1898 году при реконструкции здания под нужды финансового учреждения архитектором Бенуа. В советское время рассудили, что лифт будет избыточным, в результате чего были демонтированы и подъемник, и шахта от него. Теперь в реконструированной  шахте конца XIX века ходит современная кабина. "Стакан" в Доме журналиста Один из самых необычных лифтов появился в особняке Сухозанета в 1910-1911 годах, под нужды Торгово-промышленного союза. Это одна из первых работ фирмы "Оригинальный лифт Штейна" в Санкт-Петербурге. Сама фирма, известна и как "Оригинальный лифт от Шиндлера и Штейна" благодаря сотрудничеству с швейцарской фирмой Schindler. Располагалась она на Измайловском проспекте. Особенность этого лифта в том, что он был гидравлическим. Первые модели такого типа, по словам гида и краеведа Алексея Шишкина, были смонтированы в великокняжеских дворцах Петербурга в 1870-х. Они имели сразу две шахты - надземную, по которой ездила кабина, и подземный "стакан". В колодец помещался поршень, поддерживавший кабину. Когда лифт нужно было поднять - стакан заполняли водой, давление выталкивало поршень, а вместе с ним и лифт. Если же пассажирам нужно было спуститься - воду спускали. Благодаря этому обеспечивалась потрясающая плавность хода. В лифте на Невском, 70 уцелела не только шахта, но фрагменты интерьера кабины. Сейчас к ней присоединен современный электрический движок.

 

   

   

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

     

   

     

Дореволюционный лифт в Доме журналиста. Помимо шахты сохранились некоторые фрагменты кабины. 1910-1911 годы. . . . . #лифт #домжурналистов #дореволюционная #спб #питер #петербург #spb Публикация от Daria Esenina (@dariaesenina) 15 Мар 2019 в 2:12 PDT

Знаменитый "Зингер" Подъемники в доме компании "Зингер" – одни из самых известных в Санкт-Петербурге. Согласно первоначальным планам, в штаб-квартире американской фирмы на Невском было запроектировано четыре подъемника, как в американских небоскребах, при этом лестница только одна – пожарная. Но время и архитектор Павел Сюзор внесли свои коррективы: число подъемников сократилось до двух, а вместо пожарной в здании появилась широкая мраморная лестница в стиле модерн. Лифты здесь поставила в 1902-1904 годах американская же компания "Отис",  внешнее оформление шахт принадлежит мастерской "Карл Винклер". Оригинальные подъемники были утрачены в советское время. Однако на их месте сегодня установлены новые современные кабины. При этом декор шахт был полностью восстановлен во время последней реставрации. Застывшая история на Грибоедова, 13 В здании Общества взаимного кредита уцелело кованое ограждение шахты одного из самых старых петербургских лифтов. Точная дата его установки неизвестна, так как строительство и отделка здания банка продолжались более десятилетия: с 1888 по 1900 год. Лифт был внесен в план устройства здания ещё в 1887. Перед упомянутым выше архитектором Павлом Сюзором стояла задача - возвести одно из самых передовых финансовых учреждений в Европе. Для изучения иностранного опыта будущего строителя дома Зингера  отправили в командировку в Бельгию, Германию и Францию. В итоге, у лифта в здании ОВК есть несколько отличительных деталей. Во-первых, его дизайн подразумевает наличие сразу двух "фасадов". На парадном помещен вензель с логотипом Общества, а в боковом расположена дверь для входа пассажиров. Во-вторых, лифт кажется больше, чем он есть на самом деле за счёт того, что рядом с лифтовой шахтой устроен колодец для коммуникаций – они имеют общую декоративную отделку. В-третьих, верхняя станция подъёмника в отличие от нижней декорирована так, чтоб лифт был максимально незаметен, и техническое устройство не нарушало общий вид интерьера второго этажа фойе. На данный момент в шахте установлена советская кабина, а сам лифт застыл в нерабочем состоянии.

Лифт в здании Общества взаимного кредита. Святослав Акимов, "Metro" Фото:

Лифт универмага "Пассаж" На него вы наткнетесь сразу же после входа в универмаг, если повернете налево. Лифт здесь был установлен при реконструкции здания в 1900-м году. Всего "Пассаж" обслуживали два аналогичных электрических подъемника, которые на тот момент были крупнейшими пассажирскими лифтами в Санкт-Петербурге. Им пользовались клиенты и сотрудники сразу 64 коммерческих помещений. Устанавливая подъемники владельцы универмага фактически шли на эксперимент - никто до этого не пробовал в столице Российской Империи наращивать торговые потоки, монтируя лифты в торговых зданиях. Сейчас в универмаге осталась фигурная металлическая шахта. При последней реконструкции в ней была установлена новая кабина и механизм. Телезвезда с диванчиком Лучше всех, пожалуй, сохранился лифт в доме Мертенса. Электрический подъемник там был установлен в 1907 году.  “Чистокровный немец” был произведен в Берлине на предприятии “Сименс-Шуккерт”. Именно компания  “Сименс” была пионером электрического лифтостроения,  ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году. Лифт поставлен в “премиальной комплектации”. В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, маленький кожаный диван. Пользоваться лифтом можно было строго с помощью оператора. Он мог поднять до 400 кг за раз. Сегодня в парадной дома снимают сериалы, фильмы, а лифт стал настоящей телезвездой. Сложно удержаться от хотя бы одной фотографии с этой дореволюционной машиной. Алексей Шишкин, краевед: В финансовых офисных зданиях дореволюционные лифты сохранились гораздо лучше. В зданиях, которые не были рассчитаны на посещение сотнями человек ежедневно, устанавливались просторные,  мощные машины. Под них закладывались определенные площади. У таких более совершенных, чем маленькие кабинки в жилых домах, лифтах, шансы уцелеть гораздо выше при последующих ремонтах. Кроме того, часто у владельцев таких зданий есть возможность поддерживать эти лифты. Тогда как внутри жилых домов-памятников, тем более не входящих в список объектов культурного наследия, зачастую все в печальном состоянии.  

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх