Ещё в детстве у Николая Андреевича была неземная любовь к животным. Неважно птицы это, или лошади, дом обретали все. Эту любовь к братьям меньшим композитор передал и своим детям. Поскольку сыновья увлекались охотой, первым их щенком и стал Рекс. Английский пойнтер быстро завоевал звание любимца семьи.
В Музее-квартире Римского-Корсакова Рекс рассказывает о жизни семьи великого композитора, о гостях, приходивших со своими питомцами, а также и о своих буднях.
Пойнтер купался во внимании людей, находясь всегда рядом со своими хозяевами. В некотором роде это и стало причиной создания выставки от лица четвероногого любимчика, которому писали письма и звонили в строго отведённое время.
– Не любить Рекса было просто невозможно. Это была очень умная собака, легко поддающая дрессировке, – рассказывает куратор выставки, заведующая Мемориальным музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова Нина Костенко. – Когда кто-то из старших членов семьи уезжал в поездки, то скучал не только по детям, но и по Рексу.
Голосом пойнтера стал актёр театра и кино Максим Смирнов. Именно он является своеобразным гидом аудиовизуальной выставки.
предоставлено Музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова
Фото:
Рекс у аппарата
"У нас появился телефон. Какая рррадость! Теперь вы можете позвонить мне, и я расскажу обо всём и обо всех"
Члены семьи очень любили активного пойнтера и будучи в длительных поездках не могли не вспоминать о нём. Сам Николай Андреевич писал открытки, а в те времена они назывались открытыми письмами, где спрашивал о Рексе, не скучает ли он.
Всего гости выставки могут три раза позвонить Рексу: после завтрака, обеда и ужина. Но главное правило, которому следовали даже хозяева дома: "ни в коем случае не звонить во время трапезы". Иначе Рекс может пропустить свою порцию вкусняшек.
Карина Оганян, "Metro"
Фото:
Бодрящий аромат кофе с утра
В первом сообщении пойнтер рассказывает о том, как начинается его день. Рекс говорит о запахах в столовой и как его манит "божественный" кофе, приготовленный хозяином. После завтрака Римский-Корсаков скрывается в своём кабинете, куда четвероногому вход воспрещён.
– Это такое таинственное место, меня не пускают туда во время работы, нет. Даже строго говорят: "Извольте выйти вон!", – любопытный нос так и наровит что-нибудь вынюхать за дверью, но не получается. – Вот почему Левко, собаке Сергея Рахманинова, можно быть в кабинете, а мне нет. Обидно! А виной всему эти листочки с мелкими строчками.
Да, к семье Римских-Корсаковых часто приходили их друзья, коллеги и близкие, у которых тоже были домашние питомцы. Рекс ещё будет вспоминать нескольких гостей, запомнившихся ему.
Первый "разговор" заканчивается отрывком оперы "Ночь перед Рождеством".
Хм… Чьи же это ноги
Настало время обеда, где любимым занятием пса было угадывать гостей по ногам. Например, дирижёра А.К. Лядова он распознаёт по "очень оррригинальным ботинкам", а композитора А.К. Глазунова по "огрооомным туфлям". В своём монологе Рекс рассуждает и о домашних питомцах всех приходящих к ним людей.
– Вот Игорь Фёдорович Стравинский (композитор) – он заведёт потом трёх котов и назовёт их Панчо, Василий Васильевич и Челеста. Своему коту Мукузану Глазунов разрешает всё. Даже сидеть на плечах во время игры на рояле.
Пойнтер лежит под столом и тихонечко подслушивает разговоры "кожаных". Продолжая мечтательно смотреть на клубничное варенье и слушать, как жена Римского-Корсакова играет на рояле Прелюдию Лядова.
Времени нет с вами говорить
Последний монолог пойнтера относит слушателя в один из вечеров, когда в доме готовятся к приходу гостей. Особенно Рекс спешит занять самое "выгодное" место под роялем, где будет наслаждаться музыкой и танцами.
– Спрячусь под кресло или под рояль и буду слушать-наслаждаться. Может, меня даже там сфотографируют.
предоставлено Музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова
Фото:
Рекс обо всём и всех
В семье Римских-Корсаковых был далеко не один питомец. Любовь к животным была сродни культу, который только поощрялся. Поэтому в их поместяьх можно было встретить и лошадей, и птиц, и ослов, и еще много кого. Рекс не упустил возможности и рассказал о некоторых из обитателей в имении композитора.
О белке Бобочке:
– Грызёт орешки, шишки, булку, подумайте только – булочку; молоко пьёт, водичку. Бегает по комнате и всё время цокает. Цок-цок, цок-цок. Устроили её в сенях. Ну, прямо принцесса какая-то, а не белка!
Об ослице Маньке:
– Ох, и любит она устроить переполох. Однажды убежала. Искали её по всем лесам, полям, деревням. Насилу отыскали. Хотели запрячь её, так она опять убежала. Наказанье какое-то, а не приличное домашнее животное.
предоставлено Музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова
Фото:
Об индюках, гусях и цыплятах:
– Я больше всего люблю залезть за забор, когда там появляется много-много жёлтых комочков. Раз, два, три, четыре, пять… О-о-о, да у нас 45 цыплят, 12 индюшат и 3 гусёнка. А индюшата очень смешно ловят мух.
Экспозиция дополнена различными атрибутами того времени. Команда дизайнеров постаралась передать атмосферу одного из поместий композитора, соорудив веранду с его картонным изображением.
Карина Оганян, "Metro"
Фото:
Поскольку выставка только началась, многие фотографии и декорации будут дополняться и видоизменяться. К примеру, фигурка Рекса держащего в пасти чей-то тапок, станет полностью механизированной, а большинство чёрно-белых фотографий обретут цвет.
Свежие комментарии