На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 019 подписчиков

Свежие комментарии

  • Маша Глага
    Даже смотреть не стали . Такие герои нам не нужныКак технология ди...
  • sorsw
    Ну! Вот это да! Теперь с новой силой продолжится утилизация старинных центров русских городов! В лучшем случае устроя...В России появился...
  • Анна Романовп
    Очень нравятся костюмы.Эрмитаж продемонс...

Киллиан Мёрфи променял уран на уголь: в российский прокат вышли "Мелочи жизни"

Каждое утро скромный ирландский работяга Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) развозит в своём дребезжащем жёлтом фургоне мешки с углём заказчикам, а по вечерам дома оттирает жёсткой щёткой почерневшие от угольной пыли руки. Городок Нью-Росс, где он живёт и по окрестностям которого разъезжает в своей машине, тихо готовится к Рождеству – жизнь здесь, на первый взгляд, такая замершая и бессобытийная, что только зажжённая на площади рождественская ель даёт ей хоть какие-то краски.

У Билла пятеро дочерей, и каждый вечер он слушает их шутливую перебранку за вечерним ужином, но смотрит больше не на них, а в себя. Он просыпается среди ночи и садится напротив окна, где видит не только загулявших заполночь таких же, как он, пролетариев и их подруг, но и свою давно умершую мать, и себя в детстве, и то Рождество, когда он попросил у Санта-Клауса пазл, а тот подарил ему грелку, вызвав жесточайшее разочарование и слёзы. 

Однажды, затаскивая мешки с углём в сарай местного монастыря, он видит, как во двор обители въезжает автомобиль, из которого женщина выволакивает свою взрослую дочь и передаёт в руки монахинь, несмотря на её протесты. Когда он приезжает в монастырь в следующий раз сверить накладную и идёт по коридорам в поисках сестёр, к нему бросается одна из натирающих полы девушек и умоляет хоть куда-нибудь увезти её из монастыря. "Это не моё дело", – отбивается перепуганный угольщик, пока возмущённые монахини не оттаскивают буйную послушницу от работяги.

Пересказав вечером этот эпизод жене Айлин (Айлин Уолш) и получив от неё ожидаемую реакцию, что вся эта история их благополучной семьи не касается, Билл парирует, что неизвестно, где бы он был сейчас, если бы когда-то в детстве богатая вдова миссис Уилсон (Мишель Фэйрли) не забрала из монастыря его мать и его самого. 

Непослушница молит о спасении.

"Про:взгляд"

Фото:

Если начать смотреть картину без знания исходных данных – по какой книге поставлен фильм и какому явлению она посвящена, – то вся эта история отечественному зрителю может быть поначалу не совсем понятна: зачем в монастырь насильно запихивают вполне взрослых девушек, в чём суть многозначительного выражения лица матери-настоятельницы Мэри (Эмили Уотсон), её намёков и исходящей от них невнятной угрозы? Поэтому перед просмотром лучше знать, что этот фильм – экранизация одноимённого романа ирландской писательницы Клэр Киган, посвящённого приютам Магдалины – так назывались католические дома для перевоспитания девушек, сбившихся с правильного в понимании Церкви пути, ведущих свободный образ жизни и рожающих вне брака. В приютах девушек перевоспитывали, в основном при помощи принудительных работ, и перед финальными титрами мы узнаём, что картина посвящена 56 тысячам женщин, которые с 1922 по 1998 год были отправлены в приюты святой Магдалины "для наказания и исправления". 

Эта картина о событиях накануне Рождества идеально подошла бы для проката в предновогодние дни, и дело тут не только в рождественской ёлке, фрагменты которой мелькнут в паре эпизодов, но и в том, что она могла бы разбавить шумный и пёстрый предновогодний кинофон своей тишиной, практически монохромностью и, прямо скажем, нетривиальной для зимнего праздника темой. Жёлтый фургон Билла –пожалуй, единственное яркое пятно в пейзаже картины, нарисованном красками сырой и малоснежной ирландской зимы с её серым небом, летящими по диагонали кадра иглами снега и быстро темнеющим за маленькими окошками днём. Внутренняя драма, тени которой бегут на протяжении фильма по лицу Киллиана Мёрфи, удивительно созвучна обстановке, в которой она протекает, будто его лицом говорят эти небо, угольная пыль, дорога и скрип закрываемых монастырских дверей. 

Достоинство этой картины не только в игре Мёрфи, который рассказывает о своих внутренних переживаниях почти без слов и виртуозно роняет на редкость увесистую слезу буквально на стыке смены настроений, но и во многом в самобытности – это, если угодно, очень "ирландский" фильм, в стилистике которого улавливается стремление ухватить настроение книги. Во многом этого удалось добиться благодаря тому, что все съёмки проходили именно в том самом городке Нью-Росс, который описан в книге, причём без использования декораций ни для одной из сцен, а в настоящих домах и настоящем монастыре.

Рождество как повод задуматься о жизни.

"Про:взгляд"

Фото:

Острота показанного внутреннего конфликта наверняка покажется русскому зрителю слишком камерной и едва ли не высосанной из пальца – добрый и чувствительный мужчина испытывает сострадание к незнакомой девушке, которую заставляют работать в ненавистных ей монастырских стенах. Но желание Мёрфи сыграть именно эту роль по этой книге можно легко понять: речь о трудно дающейся кому бы то ни было способности поставить своё сострадание выше бытового комфорта, а своё представление о справедливости – выше общепринятых норм, и именно это главное в данной истории. "Чтобы выжить в этом мире, надо уметь не замечать", – говорит Биллу жена то же, что сказала бы любая другая жена мужу не только в Ирландии и что является нормой жизни для подавляющего большинства в любой точке мира. Сложность, а то и невозможность выбора между абстрактным милосердием и осязаемым личным благополучием – столь архаична, сколь же и актуальна и, вероятно, сегодня особенно остра – куда острее, чем в те 1980-е годы, в обстановке которых живут герои книги и фильма. 

Конфликт с Церковью в лице матери-настоятельницы, на который в итоге решается Билл, переводит его из понятной русскому зрителю категории маленького человека в ранг библейского героя, на которого возложена миссия дать живое воплощение второй заповеди. И к финалу картины её христианская направленность с каждой минутой обретает всё более недвусмысленные формы: когда Билл с девушкой бредут по пустым рождественским улицам практически как спаситель с вызволенной им заблудшей душой, каждый раз, когда она спотыкается, падает и снова встаёт, две эти фигуры всё дальше удаляются от реальности бытовой к мифологическому обобщению. 

С заповедями или без, все поклонники таланта Киллиана Мёрфи оценят его актёрские и продюсерские усилия, легко поняв, что чёрная угольная пыль, в которой его немного нарочито перемазали, нужна именно для того, чтобы контрастнее подчеркнуть свет, который есть в его герое.

Досье

Оригинальное название: Small Things Like This

Режиссёр: Тим Милантс ("Острые козырьки", "Легион", "Ночные вызовы")

Оператор: Франк ван ден Эеден ("Террор", "Близко")

В ролях: Киллиан Мёрфи, Эмили Уотсон, Клэр Данн, Хэлен Биэн, Мишель Фэйрли, Айлин Уолш и др.

 

Ссылка на первоисточник
наверх