Аннотация: В 1918 году речными флотилиями обзавелись и "учредиловцы" в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигателями, и в российское противостояние красных и белых властно вторгалась борьба лидеров нефтедобычи - британского концерна "Шелл" и русской компании братьев Нобель.
Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы - славу и гордость речного флота. Как сохранить совесть посреди катастрофы? Как уберечь тех, кого ты любишь, кто тебе доверился? Как защитить прогресс, которому безразличны социальные битвы? Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.Наше мнение: Так уж устроен наш мозг, тем более в эпоху клипового мышления, что без ассоциаций и сравнений никуда. Если грубо подгонять "Бронепароходы" под этот стандартный шаблон, то новый роман Иванова больше всего исторически и повествовательно апеллирует к "Тоболу", а своей кинематографичностью – даже, скорее, сериальностью – к "Теням тевтонов".
Все 700 страниц не отпускало чувство, что и переписывать для теленовеллы ничего не нужно. Здесь и постоянный экшен с кровью и боями, и мгновенная смена локаций, и несколько основных действующих персонажей, между которыми постоянно переключается текст (а сколько важных второстепенных!), и сильные женские образы, и очень динамичная картинка, и отменные диалоги, соответствующие эпохе. Плюс масса исторических личностей – от Троцкого до Колчака. Бери да снимай! Эффекта Иванов добивается в том числе стилистически: очень компактным, ёмким языком, короткими главами, типичными клиффхэнгерами.
Впрочем, за общим динамичным экшеном нон-стоп скрывается глубокий рассказ-сожаление о потерянной дореволюционной России, которая болезненно через Гражданскую войну переходит в советскую историю, а впереди (прямо представляешь в очень эмоциональном ключе) – бесконечная череда испытаний, экспериментов над населением, и как итог – крах в финале. Сегодня, через сто лет после тех событий и спустя три декады после развала СССР, это всё ещё некой фантомной болью управляет нашими жизнями. И параллели упущенных шансов и возможностей будут так или иначе всплывать в голове по ходу чтения неоднократно.
Алексей Иванов.
Фото из личного архива., "Metro"
Фото:
Как обычно у Иванова, рассказанное в "Бронепароходах" достаточно близко следует истории, но, разумеется, ей не тождественно. Это исторический роман, а не учебник или монография. Здесь в одну реку (в прямом и переносном смыслах) сливаются несколько глобальных тем: противостояние белых и красных, инженерное дело и судоходство, разработка нефтяных месторождений и даже в качестве авантюрной линии – поиск царского золота. Но главное, пожалуй, это люди, судьба простого человека на фоне исторической махины, которая перемалывает всех.
В тексте лихие красные дельцы и деятели нового времени чётко противопоставляются тем, кто, по мнению автора, местами выраженному слишком явно, служил стране и поднимал её в царские времена. Деструктивные силы против созидательных в историческом контексте. Столыпинские "Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России" против гимна "Интернационал" с его "Весь мир разрушим. До основанья, а затем. Мы новый мир построим" и "Кто был ничем, тот станет всем".
В результате детальный, масштабный и очень амбициозный роман передаёт это ощущение трагического и сложного клубка, который невозможно распутать малой кровью, при этом в очень легко читаемой и рассчитанной на максимально широкую аудиторию форме. Как у Алексея Иванова это получается – настолько гармонично совместить одно с другим, диву даёшься. Но оно так.
Свежие комментарии