Мемуары недели
Энцо Феррари Мои ужасные радости. История моей жизни 2023. АСТ
Аннотация: Личность Энцо Феррари, как и многих великих людей, окружена ореолом мифа. Это Великий Старик, Коммендаторе, Дрейк, словно кукловод, управляющий автоспортом из тени – из Маранелло, родины легендарной "Скудерии". Во многом такой образ создан прессой и книгами, навеян слухами.
Именно это убедило Энцо Феррари взяться за собственную книгу – показать, каким себя он видит сам. Это искренний рассказ человека, который не мыслил свою жизнь без автоспорта: в его сердце великая боль – ранний уход из жизни сына Дино, после которого радости Энцо Феррари навсегда стали ужасными.Наше мнение: Феррари был великим конструктором, чьё имя стало (и до сих пор является) нарицательным. За это ему многое можно простить. В частности, то, что он стал писателем поневоле. На старте своих мемуаров, которые, на минуточку, вышли в 1962 году, великий итальянец признаётся, что вынужден был написать текст, поскольку его долгие годы об этом просили, а он всё не находил времени. В итоге историю жизни писали без него, не дело! Значит ли это, что "Ужасные радости" вышли скучными? Отнюдь. Просто надо быть готовыми к тому, что в книге вы найдёте не искромётные сюжеты из прошлого автомобилестроения, обтёсанные и доведённые до совершенства по всем законам жанра безымянным литрабом, а искренний пласт грубых и хаотичных воспоминаний 64-летнего маэстро. Предупреждён – значит вооружён.
Книга выглядит словно надиктованное и не сильно обработанное интервью, где смешиваются в необходимой (нет!) пропорции люди и кони. В прямом смысле, ведь "скудерия", гоночная мастерская или команда, с итальянского означает "конюшня". Здесь будет немного детства, фрагментарная история итальянского автопрома от первого лица, сюжеты о попытках создать новый бренд, маниакальная увлечённость своим делом, Вторая мировая война и бесчисленное, то есть избыточное, количество имён. Иногда кажется, что Энцо Феррари проглотил телефонный справочник.
С другой стороны, в таких мемуарах есть свой шарм. Во-первых, про Феррари написаны десятки книг (их можно купить в том числе на русском языке), но эмоциональные моменты и штрихи из жизни доступны от первого лица только тут. В частности, поражает короткая, но хлёсткая навзрыд история фатальной болезни сына. Видно, как сложно конструктору писать об этом, буквально выдирать из себя слова, и видно, как она повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Во-вторых, в таком формате раскрывается характер гонщика и инженера, его страсть, хоть он и не пускает читателя глубоко в личную жизнь, давая её фрагментарно. Кроме того, Феррари умеет довольно просто объяснять сложные технические детали, а также ему удался эпилог, который подводит черту под легендарной историей.
Книжный обзор.
"Metro"
Фото:
Детектив недели
Содзи Симада Хрустальная пирамида 2023. ЭКСМО
Аннотация: На крохотном островке у самого побережья Луизианы стоит странная 30-метровая каменная башня. На седьмом, самом верхнем, её этаже 15 августа 1986 года обнаружили мёртвым очень известного человека, члена богатейшего клана Америки. Он… захлебнулся морской водой. Едва не выпавшие из орбит глаза свидетельствовали: в момент смерти покойник испытал жуткий испуг. А тело осталось в такой позе, будто он изо всех сил плыл кролем. Вход в башню закрывала массивная, плотно прилегающая сейфовая дверь, запертая изнутри. В Америке нет никого, кто смог бы разгадать тайну этой невозможной, сверхъестественной смерти. Но на другой стороне Тихого океана живёт гениальный сыщик Киёси Митараи, способный найти разгадку за несколько дней…
Наше мнение: Те, кто не читали хонкаку-детективов, могут серьёзно намучиться с "Хрустальной пирамидой". Потому что основные черты этого японского движения за "чистоту жанра" будут противоречить содержанию. Смысл его – в возрождении ортодоксального детектива без психологической и эмоционально окрашенной мишуры, присущей современным романам на Западе. Только Шерлок и Агата, загадка и математика рассуждений: сухая, холодная, практичная. Поэтому вроде как не стоит придираться к искусственно переусложнённым вводным и чрезмерно запутанной системе расследования, а также внутренних связей, которые местами настолько алогичны, что в них появляется своя внутренняя логика. Либо смирись (и не умри!), либо читай шведские триллеры про маньяков или американские женские детективы с бьющими через край чувствами и тоннами скелетов в шкафу.
Впрочем, даже на фоне предыдущих книг Симады про гения-сыщика Митараи (переведены на русский язык и доступны пять, начиная с классики – "Токийского зодиака") здесь "бог детектива" хватил лишнего. Во-первых, родных островов для гиганта мыслей оказалось мало, он выехал бандеролью в Штаты, помогать братьям по разуму. Во-вторых, местами расследование кажется гротескно неправдоподобным. Мозг сворачивается в трубочку, словно в старых компьютерных квестах, где морковку надо применить на ядерный двигатель, чтобы получить пончик. Наконец, Симада пересмотрел РЕН-ТВ и приплёл к делу египетские пирамиды, "Титаник" и бог весть ещё что. Не хватает только инопланетян и масонов для полного комплекта. На фоне этого многообразия мест (и времён!) сама основная фабула показалась довольно скромной, если не куцей. Особенно в сравнении, к примеру, с предыдущим романом "Дерево-людоед с Тёмного холма", который активно заигрывает с хоррором и городскими легендами.
Но отрадно, что вся серия про Митараи меняется от романа к роману, а не превращается в копипасту и болото. Если вы приняли правила хонкаку-игры ещё в "Токийском зодиаке", то здесь вас вряд ли что-то будет раздражать сверх меры. Это по-прежнему фирменный Симада и его ботаник, поражающий мир своим умом.
Книжный обзор.
"Metro"
Фото:
Фантастика недели
Джон Браннер Овцы смотрят вверх 2023. АСТ
Аннотация: Возможно ли остановить катящийся под горку западный мир? Что станет с человечеством в ближайшем будущем и есть ли у него это будущее? Америка, 80-е годы ХХ века. Жадность крупнейших корпораций привела к непоправимому загрязнению воды, воздуха, продуктов питания. Население страдает от недоедания и всевозможных болезней, с каждым днём на улицах всё больше безработных. Средства массовой информации кормят народ сказками про сплоченность, единство и светлое будущее, но верящих во всё это с каждым днём все меньше. Учёный-исследователь Остин Трейн неожиданно для самого себя становится символом борьбы простого американца за свои права.
Наше мнение: Браннера почему-то принято ругать в соцсетях, раскладывая роман на молекулы, распределяя все недостатки (их тут целый ворох) по табличкам и забывая о самом главном: контексте. Можно покрывать матами средневековых схоластов за их скучную церковно-философскую прозу, если у тебя в руках "Песнь льда и пламени". Роман "Овцы смотрят вверх" вышел в 1972 году, когда писатели только начинали обращаться к современной антиутопии с экологическим подтекстом, предвещая скорые проблемы и задавая рамки дискуссии. Тот самый случай.
Когда к 2023 году сотни автор активно потоптались на этой поляне, легко назвать текст Браннера наивным и дырявым. Да, здесь слишком много героев, мотивов, тем, которые не особо удачно сведены в одну пространную фантазию с довольно сомнительным посылом о том, что все беды исключительно от промышленно развитых стран. Да, фактически американский писатель продаёт нам набор страхов вместо полноценного романа. И, наверное, они лучше бы смотрелись в виде отдельных рассказов либо эссе. Да, стиль Браннера далёк от совершенства, местами текст трудно читать из-за аморфности и непоследовательности... Да, дальше будет хрестоматийное но.
Во-первых, "овцы" смотрятся как символ своего времени. Эдакое зеркало, в котором отразилась реальность конца 60-х – начала 70-х. Во-вторых, проблемы, о которых писал автор, хоть и в гротескном варианте, только усугубились. А это уже не фантазия, а визионерство в некотором смысле. В-третьих, здесь затронуты мотивы и сюжеты, которые нам кажутся исключительно современными (к примеру, fake news), а на самом деле это обычно хорошо забытое старое. Так что книгу можно одновременно воспринимать и как один из истоков жанра, и как важное напоминание.
Книжный обзор.
"Metro"
Фото:
Научпоп недели
Станислав Дробышевский Борьба за обед: Ещё 50 баек из грота 2023. Альпина нон-фикшн
Аннотация: Мы – это то, что мы едим. Но мы – ещё и способ добычи пищи. Миллионы лет наши предки искали фрукты, ловили рыб, охотились на птиц и зверей, а иногда пытались и сами не стать чьим-то обедом. Вся наша жизнь вертится вокруг еды. Даже чувство удивления, способы общения, ритуалы – всё это либо проистекает из желания поесть, либо сопровождается пиром. Как пращуры вели свою борьбу за обед – об этом расскажут 50 невыдуманных историй.
Наше мнение: "Борьба за обед" – продолжение хитовых "50 баек из грота", которые получились научной фантазией на тему жизни древних людей. И да, это не красивая снисходительная формулировка. "Истории, рассказанные далее, выдуманы лишь наполовину", – пишет в аннотации Станислав Дробышевский, учёный из МГУ и научный редактор прелюбопытного портала "Антропогенез.ру" (и активного комьюнити, обсуждающего прошлое человечества). С помощью кучи наук с приставкой "палео-" автор пытается реконструировать ситуации из жизни планеты за миллионы лет – при этом в формате максимально близком к бытовому, как будто вы сами присутствовали на месте событий. Каждая глава стартует с художественной зарисовки, которая далее находит обоснование на базе научных исследований, метко прозванных "уликами". И список литературы тоже есть.
На 500 страницах нас серьёзно помотает по миру и эпохам (от сотен миллионов до 11–15 тысяч лет назад), так что книга посвящена не исключительно древним людям, а всей экосистеме. Формат (тандем художественных кусков и научных данных) позволяет живо представить себе вероятную картину, насколько бы неточной она ни была, и пофантазировать о том, как жили и что чувствовали наши далёкие предки. А удачные иллюстрации помогут в этом.
Книжный обзор.
"Metro"
Фото:
Ликбез недели
Лев Масиель Санчес Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России 2023. Individuum
Аннотация: Что связывает соборы Древней Руси, советские дворцы культуры и современные жилые массивы? Как научиться "читать" постройки разных веков и видеть в них преемственность традиции, новаторство и сложные отношения заказчиков и исполнителей? Возможен ли деколониальный взгляд на российскую архитектуру? Историк архитектуры Лев Масиель Санчес пишет о том, как в деревянном и каменном зодчестве отразились вкусы князей, царей и генсеков, международная политика, судьбы отдельных зодчих, особенности географии и строительных материалов.
Наше мнение: "Купола, дворцы, ДК" – хороший дайджест истории архитектуры в стране и до неё: от периода формирования государственности до (буквально) наших дней. Достаточно краткий, чтобы выстроить чёткие закономерности и не запутаться на первое время, но и не поверхностный, в стиле "Википедии", то есть со здоровым уровнем анализа тенденций и содержания каждой эпохи плюс саммари в конце глав для закрепления. Более-менее стандартными здесь могут показаться петровские и в целом "царские" стили и особенности градостроения (если, конечно, вы хорошо учились в школе). А вот что было до и после, у нас знают гораздо хуже, поскольку всё это не так торжественно.
Здесь и домонгольский период, когда, по сути, архитектура в классическом понимании ещё не сложилась (с концепцией творца, архитектора, а не в стилистическом плане), и советская эпоха, у Санчеса разложенная очень доходчиво по полочкам. В частности, отдельно подаётся архитектура союзных республик, где национальные черты пытались вплести в общий советский ковёр.
В финале несколько десятков страниц уделено тому, что мы пока лишь пытаемся переварить и анализируем робко, хаотично и бессистемно, в стиле блогеров-урбанистов: архитектуре 2000-х. Составить более-менее стройную теорию здесь, понятное дело, невозможно, но попытка предпринята и засчитана.
Книжный обзор.
"Metro"
Фото:
Свежие комментарии