Несколько сотен мемориальных предметов, рукописей и фотографий архитектор Сергей Падалко объединил в одной инсталляции. В фокусе – поздний период жизни Анны Андреевны: блокада Ленинграда и возвращение в любимый город из эвакуации, травля и международный триумф в конце жизни.
Блокада. Летний сад
В год 135-летия поэта и 35-летия музея в Фонтанном Доме подготовлена программа событий, объединённых названием "ДЕКОНСТРУКЦИЯ.
135/35". Центральной частью проекта стала выставка "Анна Ахматова. Подлинность судьбы". Разобрав одну из комнат мемориальной квартиры, авторы "построили" пространство, состоящее из множества комнат. В одной из первых лежит гипсовая отливка статуи "Ночь" из Летнего сада, присыпанная землёй. В начале блокады Ленинграда Ахматова участвовала в сохранении скульптур Летнего сада, помогая их закапывать в землю. Позже она посвятила статуе стихотворение "Ночь". По словам сотрудников музея, в тот момент она хоронила и себя. Поэтому авторы инсталляции рядом повесили фото с похорон Анны Андреевны.Гипсовая отливка статуи "Ночь" из Летнего сада, присыпанная землёй.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Медали
Работая в Фонтанном Доме, из окна Ахматова видела памятник Сталину, монумент стоял в Шереметевском саду до 1956 года. На выставке он тоже есть: крошечное изображение Сталина приклеено к оконному стеклу. Портреты вождей и официальные речи стали частью повседневности Ахматовой. Это не помешало ей сохранить индивидуальность. В результате почётный диплом Оксфордского университета на выставке соседствует с советскими медалями.
почётный диплом Оксфордского университета на выставке соседствует с советскими медалями.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Возвращение
Ещё один фрагмент экспозиции посвящён возвращению из эвакуации. 1944 год, только что снята блокада. Аскетичная обстановка комнаты Ахматовой, её портрет авторства Модильяни на стене. Так начинался период в жизни поэта, в котором её ждут забвение, новое признание и слава.
Аскетичная обстановка комнаты Ахматовой.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Коряга
Большая коряга лежала у ахматовской дачи в посёлке Комарово. Её сохранили потомки Николая Пунина – мужа Анны Ахматовой. Эта коряга стала персонажем стихотворения "Нас четверо". Анна Андреевна назвала кусок сухого дерева "духом, хранителем места сего".
Коряга лежала у ахматовской дачи в посёлке Комарово.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Страхи поэта
В одной из комнат выставочного пространства авторы собрали страхи Ахматовой. "Это искажение личности в памяти потомков, ложь мемуаристов, – перечисляют сотрудники музея, – а также судьба близких. Здесь представлены фото из следственных дел Николая Пунина, погибшего в лагере, и сына Ахматовой – Льва Гумилёва. Их арестовывали в том числе и для того, чтобы манипулировать Ахматовой. Поэт обращалась к всесильному Александру Фадееву, написала провластные стихи "Слава миру". Всё это напоминание о её ключевом страхе – изменить собственному дару".
Страхи Ахматовой.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Анна Андреевна Ахматова (при рождении Горенко) родилась 23 июня 1889 года в Одессе. Умерла 5 марта 1966 года в Домодедово Московской области. Похоронена в посёлке Комарово. Ставшая классиком русской поэзии, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям. В то же время имя поэта ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии.
Фото: Алёна Бобрович.
"Metro"
Фото:
Свежие комментарии