На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 028 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    А с чего хохломордам с амерами убирать генерала РХБЗ? Что-то тут не все стыкуется. Может после Иванова "чистка" не в ...Как в России восп...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Мне и в моем Крыму хорошо. На хрен мне краснодыр.Три веских повода...
  • Наталья Середа
    Все молодые петербуржцы ученые?Молодые петербурж...

Книжный обзор Metro: Юкио Мисима, закулисье книжной индустрии и право на могилу

Перевод недели

Юкио Мисима Девушка из хорошей семьи 2024. Иностранка

Аннотация: Касуми растёт в благополучной семье: отец – крупный начальник, мать – традиционная домохозяйка, старший брат только что счастливо женился, а её саму холят, лелеют и ненавязчиво знакомят с перспективными и надёжными молодыми людьми, подчинёнными её отца, надеясь выдать замуж.

Касуми учится в университете, посмеивается над романтичной лучшей подругой, никакие печали её не тревожат, но отчего-то ей неспокойно. И когда Касуми случайно узнаёт, что один из перспективных и надёжных молодых людей не такой уж и надёжный, а, наоборот, вдохновенный сердцеед, она втайне от родителей завязывает с ним дружбу и не без иронии наблюдает за его похождениями, уверяя себя, что, конечно, ничуть не ревнует и ни капельки не влюблена...

Наше мнение: Классик японской литературы Юкио Мисима зачастил в российские книжные с “новыми” романами, которые до сих пор не переводились. Неожиданно и приятно! Как минимум отечественные читатели смогут рассмотреть автора с разных сторон, изредка – вполне нестандартных. Для тех, кто читал “Исповедь маски”, “Золотой храм” и “Маркизу де Сад”, возможно, станет откровением, что прославившийся своими драмами писатель мог запросто издать вполне легкомысленный, хотя и непростой любовный роман без страданий и особых драматических подтекстов. Вполне в русле литературной моды тех лет. 

“Девушка из хорошей семьи” – одновременно и очевидная насмешка над японской интеллигенцией 50-х годов, когда послевоенная нищета сменилась сытостью и подражанием американским буржуа (Карл Маркс, ты где?), и погружение в женскую психологию, где Мисима всё-таки не мог обойтись без обманки. Условный любовный треугольник накладывается на социальную составляющую, консервативные порядки (мужчина – на работе, женщина – на кухне, дочь – на смотринах женихов) сталкиваются с книжными стереотипами в отношениях и подозрениями, растущими как снежный ком там, где их быть не должно. В определённой степени сам автор играет с читателями, заставляя ждать стопроцентно предсказуемого финала, в котором всё происходит иначе. 

В целом эта короткая новелла (на русском за счёт верстки её растянули на 288 страниц) вряд ли удивит не только фанатов автора. Она написана по шаблону жанра, изобилует совершенно не яркими персонажами (скорее типажами), практически лишена развития. Но как слепок эпохи и необычный текст для разнопланового Мисимы (недавно выходила и пародия на пьесу театра Но – “Игры зверей”) вполне достойна оказаться в библиотечке японской литературы. 

Книжный обзор Metro

"Metro"

Фото:

Роман недели о романах 

Юлия Зайцева Корпорацию не нагнёшь 2024. Манн, Иванов и Фербер 

Аннотация: Сегодня Алексей Иванов – один из самых успешных отечественных писателей с двумя десятками книг в портфеле, десятком экранизаций, верной командой, персональными стендами на книжных ярмарках и единственной в стране собственной сетью дистрибуции. Но так было не всегда. Это документальный триллер с захватывающим бизнес-сюжетом длиной в двадцать лет. Здесь почти все герои не только реальны, но и прекрасно известны (в книжном мире уж точно), а все события уже состоялись. Юлия Зайцева, бессменный продюсер Алексея Иванова, берёт читателя за руку и снова проходит весь свой путь, заставляя поверить, что вместе не страшно.

Наше мнение: Когда люди заходят в книжный магазин, они видят обложку, аннотацию и количество страниц. Ах, да, ценник, конечно! Путь же литературы от текстового редактора до кассы их не очень волнует, что логично. Мы же не интересуемся в мясном отделе гипермаркета, как страдали коровы, когда становились колбасой? Юлия Зайцева страдала за себя и за того парня, Алексея Иванова, и теперь в этом производственном нон-фикшене готова поделиться сокровенными деталями: от того, как добилась почётного звания книжного продюсера у мэтра, до животрепещущих встреч с издателями и даже финансовых моментов, включая цифры авансов за романы. 

И вроде бы должно получиться не огненно: идеи, совещания, издательские вопросы. Но выходит настоящий триллер, как и сказано на обложке. Отчасти – потому что написано живо, скорее в форме художественного произведения, нежели документалки, и талантливо. Отчасти – поскольку проявляется та самая драма, что скрыта от обычных читателей за страницами. Разумеется, эта книга не только об Иванове и его полноценном “предприятии” (за плечами столько книг, новых и переизданий, сериалов и фильмов), хотя личность автора раскрыта чуть более, чем полностью. Здесь будет масса коротких размышлений о рынке в целом, старых и новых писателях, немало испытаний и мотивирующих нюансов, которые позволят кому-то не сдаваться. И, разумеется, отдельные сюжеты помогут лучше понять книжный и писательский, что немаловажно, рынок и найти своего читателя. Или бросить обивать пороги лучших издательств. Тоже возможно:))

Книжный обзор Metro

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Тим Ингольд Линии: краткая история 2024. Ad Marginem

Аннотация: Что общего между прогулкой, плетением, наблюдением, пением, рассказыванием историй, рисованием и письмом? Ответ заключается в том, что все эти процессы протекают вдоль линий. В этой необычной книге британский антрополог Тим Ингольд представляет себе мир, в котором всё и вся состоит из переплетённых или взаимосвязанных линий, и закладывает основы новой дисциплины – сравнительной антропологии линии.

Наше мнение: Средневековые люди не жили в Средние века. Они просто жили. Нам, из XXI столетия, несмотря на весь творящийся хаос и победивший постмодернизм, это сложно представить, поскольку в определённый момент кабинетные учёные вдруг решили всю историю загнать в рамки хронологии. А что такое хронология? Это линейное движение сквозь время, где предыдущие периоды попросту становятся катализатором следующих. Зачем? Так проще учить уроки? И да, и нет. Но уж точно легче установить причинно-следственные связи и вообще объять необъятное. Так хочется! 

Британский антрополог Том Ингольд берёт не конкретную линию, а бесконечное их множество и сводит в одну теорию, которая по сути гласит о том, что люди в течение всей истории человечества строили свою жизнь вдоль отдельных линий, сплетающихся в безграничный ковёр. Это и язык, и картография (движение по “плоскости”), и музыка (изобретение нотации, или попросту нот), и книгопечатание, и, к примеру, сбор грибов. Причём тут грибы, спросите вы? Ну как же, линии видов, растений и животных, проходят сквозь лес. 

К исследованию не стоит относиться как к справочнику, где сосредоточены ответы на вопросы. Скорее как к стартовому пакету идей, которые нужно изучить и бежать дальше по своему маршруту. В конечном итоге вся книга посвящена поиску разгадки того, каким образом переплетение судеб, событий и открытий свелось к линиям. Вы уже нашли свою?

Книжный обзор Metro

"Metro"

Фото:

Триллер недели

Фруде Гранхус Раскаянье дьявола 2024. ИД "Городец"

Аннотация: Летним днём Ида радостно выбегает из дома со своими куклами, чтобы нарвать цветов для мамы, – и больше не возвращается. Дождя не было целую вечность. Из-за жары маленькое лесное озеро, к которому так часто приходит Эмилия Санде, почти высохло. Уровень воды понижается, и отчаяние женщины нарастает. Под водой спрятано то, что ни в коем случае не должно оказаться на поверхности. В полицейском участке Будё тоже жарко: Гюру Хаммер, новенькая, вступившая в ряды следственной группы, разжигает огонь в сердцах некоторых коллег. Когда поступает сообщение о пропаже маленькой девочки, Рино Карлсен сразу же берётся за это дело вместе с Гюру. И охота начинается…

Наше мнение: Скандинавский триллер – практически родимое пятно. Его можно пытаться не замечать, но оно есть. Вопрос лишь в том, насколько удачно авторы перемешивают составляющие. У Фруде Гранхуса всё настолько по классике, что даже не удивительно: холодная природа Норвегии (из новинок – очень любопытные и своеобразные Лофотенские острова), пропавший ребёнок, двое полицейских – бывалый и новенький, запутанная цепочка связей, эмоциональный надрыв и попытка держать интригу, подавая детали мелкими глотками. Отношение к третьей части этой серии будет полностью зависеть от того, насколько вы любите канон и готовы с ним мириться. 

Гранхус, несомненно, из высшей лиги: норвежец умеет закрутить гайки до максимума (местами ещё чуть-чуть – и лопнет), поддерживать интригу до самого конца и снова подкидывать топливо для размышлений о природе добра и зла. Также он умеет работать с героями, делая их живыми и вполне реалистичными, жонглировать личными драмами и загущать мрачную атмосферу. 

Среди минусов романа и в целом стиля автора, кроме тех самых местами чрезмерно закрученных страданий, которыми пронизаны страницы, и шаблонности триллера, – наличие чудесных совпадений, выбивающихся из реалистичности действия и персонажей, а также временами излишняя сериальность. Но вряд ли это сможет как-то повлиять на впечатление настоящих фанатов скандинавских триллеров. Им здесь очень рады. 

Книжный обзор Metro

"Metro"

Фото:

Эссе недели

Бертран Мари Пляска смерти, или История кладбищ 2024. Колибри

Аннотация: Перед лицом смерти мы все равны – власть имущие и обездоленные, счастливые и несчастные. Однако так было не всегда: долгие годы на индивидуальное захоронение могло рассчитывать только привилегированное меньшинство, в то время как простые люди довольствовались общими могилами. В этой книге французский социолог и эссеист Бертран Мари прослеживает длительную историю захоронений – от "тёмного" Средневековья до наших дней, от кладбищ, затерянных вдали от деревень, до городских некрополей. 

Наше мнение: Нам трудно представить, что в числе прав человека, которые зубами, кровью и революциями отвоёвывались в течение сотен лет, была и возможность получить несколько кладбищенских метров и установить памятник с персональными данными. По этой причине, если вы когда-то задавались вопросом о том, почему в Сети столь сложно найти рейтинги старых захоронений Европы с фотографиями, помните, что раньше такой роскоши удостаивались лишь монархи и богатые церковные иерархи. С остальными было просто: братские могилы на войне и во время эпидемий, ямы на опушке леса – для бедняков, от которых не оставалось и следа. 

Более того, и к смерти относились проще – в ней не было никакой “ценности”. В Средние века и Новое время она окружала людей буквально повсюду и постоянно (зачем её увековечивать?), а на кладбищах устраивали ярмарки и вывешивали сушить бельё. Лишь последние два с половиной века началась по-настоящему серьёзная борьба за персонализированное захоронение. 

“Пляска смерти, или История кладбищ” – эссе французского социолога Бертрана Мари, призванное рассказать не очень детализированную историю изменений сквозь века. Фрагментарное, не очень последовательное и, как заметили отдельные эксперты в теме, не лишённое фактологических ошибок вроде дат и неправильной трактовки законов. Кроме того, большая часть текста сосредоточена на Франции. 

При этом хронология развивается в стиле американских горок: то, что разрешали одни, затем запрещали другие. Будет здесь рассказ о декоративном оформлении могил, “маркетинговых” уловках устроителей кладбищ (знаменитое Пер-Лашез действительно заложило многие тренды) и даже работа фотографов, зарабатывавших на смерти.

На эту тему есть гораздо более фундаментальные исследования, но они, во-первых, отсутствуют на русском языке, во-вторых, не могут похвастаться лаконичностью. А для первого знакомства с историей похоронных традиций вполне достаточно. 

Книжный обзор Metro

"Metro"

Фото:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх