18+
Продолжительность спектакля: 3 часа с антрактом
Режиссёр: Андрей Прикотенко
Художник-постановщик: Ольга Шаишмелашвили
Композитор: Евгения Терехина
В ролях: Иван Трус /Александр Поламишев, Иван Жуков, Анна Пожидаева, Анастасия Пантелеева, Игорь Мосюк, Любовь Яковлева, Сергей Мардарь, Степан Балакшин, Андрей Матюков, Женя Подозерова / Даня Катеринин
О чём спектакль
Печальную историю Ильи Ильича Обломова – чистосердечного романтика, всю жизнь пролежавшего на диване, – знает каждый российский школьник. Термин "обломовщина", введённый в обиход автором романа Иваном Гончаровым, до сих пор на слуху.
Им обозначали состояние патологической лени и застоя, в котором находился не только герой гончаровского романа, но и значительный слой российского дворянства. В наше время такое состояние принято называть прокрастинацией, но история Обломова – это гораздо глубже, чем описание социального явления. Старшее поколение знакомо с романом по фильму Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова". Именно такого Илью Ильича и такого Штольца мы привыкли видеть героями Гончарова. Режиссёр Андрей Прикотенко решился на сложную задачу – вернуть зрителей к оригиналу и показать историю Обломова такой, какой она была задумана автором.
Владимир Постнов
Фото:
В чём особенность постановки
Андрей Прикотенко и художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили поместили всё действие романа в одно помещение. На протяжении трёх часов герои осваивают сценическое пространство, превращая его то в квартиру Обломова, то в загородный дом, то в новое жилище Ильи Ильича на Выборгской стороне с помощью минимальных художественных средств – диванов, ковров, искусственных фикусов в кадках и большого количества люков, из которых периодически возникают персонажи: будь то шумный и бесцеремонный Тарантьев (Сергей Мардарь), вечно нетрезвый чухонец Мухояров (Степан Балакшин) или Агафья Пшеницына (Анастасия Пантелеева). В качестве основного выразительного средства авторы спектакля неожиданно используют обычные колготки телесного цвета, набитые горохом, фасолью, орехами и бог знает чем ещё. Незаметные в начале постановки, колготки, подвешенные за вытянутые ноги на металлических крюках, заполняют собой всё пространство сцены, создавая образ какой-то зловещей паутины-матрицы, в которой и путается, тонет Обломов, а вместе с ним и весь мир "подземных" персонажей. Спасаются из колготочных сетей только Ольга и Штольц, несмотря на явные, вслед за Гончаровым, симпатии к главному герою самого Андрея Прикотенко. Музыку создатели спектакля выбирали долго и тщательно, изменив одну из ключевых деталей в романе Гончарова. Вместо всемирно известной арии Casta Diva возлюбленная Обломова Ольга Ильинская (её играет очень похожая на Маргариту Терехову актриса Анна Пожидаева) исполняет странную песню без слов, повторяя на все лады "Лула-лула", вызывая тем самым у зрителя разнообразные чувства, далёкие от предполагаемого оригиналом восхищения.
Владимир Постнов
Фото:
Впечатления обычного зрителя
Совершенно неожиданным кажется сначала выбор брутального Ивана Труса на роль Обломова. Для придания подтянутому сексуально-лысоватому актёру необходимой для Ильи Ильича мешковатости гримёры подложили под костюм артиста небольшой животик, и зрителю требуется некоторое время и усилие для того, чтобы перестать замечать подмену и воспринимать такую трактовку Обломова целиком. Во втором акте Трус окончательно вживается в роль, и его персонаж становится настолько руинизированным и жалким, что в его трагическое бессилие веришь, пусть даже и с накладным животиком. Особенно жалеют прикотенковского Обломова женщины – половина зрительниц в финале громко всхлипывали.
Владимир Постнов
Фото:
Похожий трюк с оптической иллюзией постановщики пьесы применили и к образу Агафьи Пшеницыной – туповатой и заботливой квартирной хозяйки, ставшей женой Обломова. Стройной красавице-актрисе Анастасии Пантелеевой гримёры приделали намеренно гротескные грудь и попу, вероятно, для того, чтобы зритель сразу понял – перед ним простая почти что деревенская баба. Не знаю, как остальным, но мне этот маскарад очень мешал, ведь актриса могла бы сыграть требуемый образ и без дополнительных "запчастей". Да, сначала они кажутся смешными, но потом также, как и накладной живот Обломова, мешают воспринимать происходящее всерьёз на каком-то подсознательном уровне. Намеренно или нет, режиссёр выводит на сцену сразу трёх лысоватых актёров. Находясь в одном сценическом пространстве, Иван Трус (Обломов), Игорь Мосюк (Захар) и Сергей Мардарь (Тарантьев) заставляют зрителя поломать голову над режиссёрским замыслом. Толкования (кроме случайного совпадения, в которое в случае с Прикотенко я не верю) могут варьироваться от трёх ипостасей одного характера Обломова до намека: Обломову не суждено вырваться из душного мира фикусов-ковров-обедов и диванов – он заключен в нём навсегда, как муха в янтаре, как мутная фасоль в телесных колготках. Кажется, что спасти утопающего Обломова может только любовь, но даже она оказывается бессильной.
Владимир Постнов
Фото:
Роман Гончарова можно прочитать примерно за 8 часов, Прикотенко ужимает его содержание до трёх, и довольно стремительно превращает комедию в трагедию – это зрелище поглощает зрителей целиком.
Владимир Постнов
Фото:
Свежие комментарии