Анималистика – одна из древнейших тем в искусстве, появившаяся ещё во времена палеолита. И первый этаж нового выставочного проекта, собравшего графику и скульптуру из 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекций, в своём архитектурном решении апеллирует к далёкому прошлому. Работы здесь утопают в полутьме, словно это действительно пещера.
В целом экспозиция поделена на тематические блоки ("портрет", "животные на природе", "взаимоотношения человека и животных") и занимает всё пространство на четырёх этажах Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Отдельные картины, элементы и арт-объекты расположены на лестницах и подоконниках.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
– Планируя выставку, мы исходили из того, что актуальность анималистики растёт с каждым днём, – рассказывает Metro куратор Ольга Толстая. – Сегодня мир становится очень хрупким в плане биоразнообразия. И, разумеется, человек от этого страдает.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Организаторы постарались сделать экспозицию максимально разнообразной. И основной акцент отражён в названии: "И в шутку, и всерьёз". Лирическое и романтическое настроение здесь то и дело уступает место иронии, юмору и даже движению – выставлены в музее и кинетические работы. Не повторяются соседние произведения и по колористике. Яркие перемежаются с нейтральными и минорными, выполненными в холодных тонах.
В экспозиции представлено более 150 работ. Среди авторов – Кузьма Петров-Водкин, Нико Пиросмани, Борис Григорьев, Натан Альтман, Климент Редько, Святослав Рерих, Василий Сварог и другие.
"Сенсация нашей выставки – философская работа Святослава Рериха "Молчание". Всё мироздание опирается на триаду: человек, животное и ландшафт. Они находятся в абсолютном согласии", – Ольга Толстая, куратор
– Разумеется, не все эти художники – анималисты, – продолжает Ольга Толстая. – У части из них животные в творчестве встречаются эпизодически. Просто в своих работах они затронули проблемы, которые очень важны для мироздания и нашего понимания самих себя.
По словам куратора исторически прослеживается тенденция роста интереса к теме: чем ближе к нашему времени, тем её больше.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
– В XVIII–XIX веках перед художниками стояли другие задачи, – говорит Ольга Толстая. – Изображали сцены охоты, лошадей. Это был показатель статуса. В наше время животное стало своеобразным мессией. Слишком много стресса – и авторы всё чаще обращаются к подобным мотивам.
В частности, это проявляется в очеловечивании образов: собаки, кошки, лисы, бычки, лебеди и павлины становятся носителями определённой духовной и эмоциональной сущности.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Виктор Данилов. "Дама с улитками".
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Выставку "Анималистика. И в шутку, и всерьёз" в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков можно посетить до 9 марта 2025 года.
Свежие комментарии