Теракты во Франции должны были остаться лишь трагическим воспоминанием. К сожалению, этой осенью они снова стали реальностью.
13 ноября во Франции будут вспоминать жертв теракта в Париже и в его северном пригороде Сен-Дени. В тот день в 2015 году погибли 130 человек, более 400 получили ранения. Почти одновременно были совершены несколько атак: взрывы возле стадиона "Стад де Франс" в Сен-Дени, расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале "Батаклан" (около 100 человек были захвачены в заложники).
7 террористов, которые были причастны к преступлению, ликвидировали, но страна ещё долго оправлялась от шока и приходила в себя. Это всё произошло в условиях, когда Франция уже должна была быть начеку: за несколько дней до трагедии, 7 января, боевики "Аль-Каиды"* напали на редакцию журнала "Шарли эбдо".С тех пор прошло пять лет, но терроризм не перестал быть большой проблемой для Европы. По словам Алана Грина, профессора, старшего преподавателя Бирмингемской школы права в Великобритании, если в 2015 году преступники использовали огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, большинство последующих террористических атак были выполнены "низкотехнологично" – например, с использованием автомобилей и ножей. Конечно, есть исключения, например теракт на "Манчестер Арене" в Англии в июне 2017 года, но в целом террористы стали реже прибегать к использованию взрывчатки и огнестрельного оружия.
– Я полагаю, сейчас преступникам трудно получить доступ к более опасному оружию. Это может обозначать успех стратегии контртерроризма. К примеру, мы стали контролировать распространение селитры – она используется в удобрениях и поэтому доступна, но её применяли для создания бомб. В этом трудность – террористы делают оружие из совершенно простых предметов, использование которых очень трудно ограничить, – объяснил профессор.
– Есть и другая проблема, – говорит Алан Грин. – Террористические организации часто объявляют себя ответственными за теракт, хотя проверить это невозможно. Так сделало Исламское государство*, когда в 2015-м взяло на себя ответственность за теракт во Франции и несколько других терактов в Европе.
– Весь смысл терроризма – в пропаганде. Поэтому они используют всё для продвижения своего дела. Причём, когда мы сами находим параллели между терактами, то помогаем им стать опаснее в наших же глазах. Я не думаю, что есть какая-то "магическая пуля", способная остановить терроризм, однако мы можем сделать одну простую вещь – перестать уделять преступникам внимание, которого они жаждут, и не совмещать несопоставимые происшествия, – уверяет профессор. Из-за карантина, введённого во многих странах, уменьшилась вероятность терактов – люди стали реже пользоваться общественным транспортом, бары, рестораны закрылись, крупные мероприятия были отменены. Но Алан Грин боится, что если из-за локдауна произойдёт экономический кризис, то он вызовет новую волну терроризма.
Джонатан Эрвин специалист по французской культуре Бангорского Университета, Уэльс
Какой вывод мы можем сделать после терактов в Париже 2015 года? – Методы атаки и локации, выбранные для удара, совершенно разные. Это показывает, насколько сложно бороться с терроризмом и что нельзя сосредотачиваться только на крупных городах. После парижских терактов в январе и ноябре 2015 года мы стали свидетелями нападений в разных местах за пределами французской столицы. В них входят происшествия в Ницце в июле 2016-го и атаки в маленьких провинциальных городах, где такие события были менее ожидаемы. Мы также наблюдали довольно много различных форм нападений, включавших попытки террористов-смертников, стрельбу, захват заложников и поножовщину.
Почему, несмотря на огромный и горький опыт терактов, они всё ещё происходят? Их нельзя предотвратить? – Мы часто слышим, что исполнители терактов не всегда обнаруживаются в полицейских базах как люди, которых уже в чём-то подозревали. Другими словами, силовым структурам тяжело разобраться, как вычислить потенциальных террористов и предотвращать теракты. Некоторые эксперты по безопасности связывают эту проблему с ограничениями на число людей, которые могут быть подвергнуты проверке. И это та проблема, которую нужно решать в первую очередь.
События: теракты в европе последних пяти лет с наибольшим летальным исходом
13.11.2015 – Франция Ноябрь 2015-го – атаки в Париже Убито: 138 (+7 террористов) Ранено: 413 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
22.03.2016 – Бельгия Бомбы в Брюсселе Убито: 35 (+3 террориста) Ранено: 340 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
14.07.2016 – Франция Теракт в Ницце Убито: 87 (+1 террорист) Ранено: 434 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
19.12.2016 – Германия Атака на Рождественской ярмарке в Берлине Убито: 12 Ранено: 56 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
22.05.2017 – Великобритания Теракт на "Манчестер Арене" Убито: 23 (+1 террорист) Ранено: 250 Ответственность взял Салман Рамадан Абеди
03.06.2017 – Великобритания Атака на Лондонском мосту Убито: 11 (+3 террориста) Ранено: 48 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
17-18.08.2017 – Испания Теракт в Барселоне Убито: 24 (+8 террористов) Ранено: 152 Ответственность взяло "Исламское государство" (запрещено в РФ)
19.02.2020 – Германия Массовое убийство в Ханау Убито: 11 (+1 террорист) Ранено: 6 Ответственность взял Тобиас Ратьен
МНЕНИЕ
Алан Грин старший преподаватель Бирмингемской школы права
Интересно посмотреть, смогут ли меры, принятые во время пандемии, применены в решении проблемы терроризма или подтолкнуть к новым законам. И должна ли быть объявлена чрезвычайная ситуация в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека?
Свежие комментарии