Полгода назад, в конце декабря 2022 года, Запад ввёл потолок цен на российскую нефть, продаваемую морем, – он составляет 60 долларов за баррель. Это было сделано для того, чтобы нанести удар по экспортным доходам российского бюджета. Такая мера была лишь одной в череде многих.
После февраля 2022 года коллективный Запад взял курс на дестабилизацию внутренней и экономической ситуации в нашей стране.
Было введено множество ограничительных мер против российской экономики. Так, под санкции попали крупнейшие российские банки и компании финансового сектора, энергетики, транспорта, поставки товаров, технологического сектора, промышленности. Банковская отрасль России оказалась отключена от международной системы межбанковских платежей SWIFT, а платёжные системы Visa и MasterCard прекратили свою работу на территории нашей страны.Авиакомпаниям России запретили летать над странами Запада, также был наложен запрет на морские перевозки. Был введён запрет на экспорт энергоресурсов России на Запад – газа, нефти, угля. Помимо этого страны Запада ввели контроль на экспорт в Россию электроники и бытовой техники.
Как рассказал Metro доктор экономических наук, директор независимого Института психолого-экономических исследований Александр Неверов, рядовые россияне почувствовали психологический эффект санкционной политики Запада, особенно во втором квартале 2022 года.
– Но стратегически, в долгосрочном плане, санкции помогли и ещё помогут российской экономике запустить много новых технологических и производственных цепочек. А новые цепочки – это и рабочие места, и новые предприятия. Так что эффект есть. Но этот эффект, безусловно, не тот, на который рассчитывали те, кто эти санкции придумывал и вводил.
По его словам, санкции должны были создать панику у рядовых россиян, привести к резкому росту спроса на уходящие бренды, спровоцировать дефицит и рост цен и в конечном итоге повысить недовольство граждан властью. Другой целью санкций было оказать давление на богатых людей, чтобы спровоцировать их на саботаж и давление на руководство страны.
Была и ещё одна цель – обеспечить конкурентные преимущества американскому и британскому бизнесу на рынке ЕС и Африки.
– Но ни одна из этих задач в полной мере недружественным государствам не удалась, за исключением выдавливания российского бизнеса с европейского рынка.
Изменилась ли жизнь россиян от этих санкций? Неверов считает, что большинство заметило изменение марок и брендов, но не ассортимента в магазинах.
– Есть кое-какие сложности по линии трансграничных платежей и пользования рядом цифровых сервисов. Но в целом воздействие минимально и не критично.
Основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия Корчагина-Озджан более категорична, она считает, что санкции возымели эффект и они дали рост цен, рост курсов валюты, вылились в проблемы с логистикой некоторых товаров.
– Рынок ресторанов просел на 30–40%, между тем вырос рынок доставок, маркетплейсов на 38–45%, открылось много новых российских брендов, которые активно стали продавать через социальные сети. Много рядовых граждан стали покупать товары российского производства или заказывать через Казахстан, Грузию, Узбекистан. Но, с другой стороны, всё это привело к развитию локальных брендов, стартапов и небольших компаний. В магазинах стали появляться полки импортозамещения с бытовой химией российского производства. Сейчас в стране пытаются поддержать российского производителя.
Свежие комментарии