На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 009 подписчиков

Книжный обзор Metro: что почитать летом 2025

Большая проза недели

Пим Вантэчават Месяц светит по просьбе моего сердца (16+) 2025. Дом историй

Аннотация: Ева и Томми Ван – близнецы, жизнь которых рушится, когда пропадают их родители. У семьи Ванов есть секрет: все они умеют путешествовать в прошлое. Но однажды очередной эксперимент идёт не по плану.

Потеряв в одночасье обоих родителей, брат и сестра взрослеют, находя поддержку друг в друге, но с годами тайны и недоговорённости начинают нависать над ними чёрной тучей. Ева становится художницей и пытается наладить связь с давно умершими предками. Томми влюбляется в девушку в Лондоне 1927 года, но возможна ли любовь, если вас разделяет не только расстояние, но и время? Дебютный роман тайской писательницы Пим Вантэчават "Месяц светит по просьбе сердца моего" – завораживающий многослойный роман на стыке привычных жанров: это и исторический роман, переносящий нас в Гонконг и Лондон середины ХХ века, и необычная семейная сага, и тонкая, лиричная история любви и утраты.

Наше мнение: Дебют тайской писательницы Пим Вантэчават напоминает в теории нечто среднее между одним из лучших телесериалов мира – немецкой драмой “Тьма”, романом Одри Ниффенеггер “Жена путешественника во времени” и хилинг-циклом Тосикадзу Кавагути “Пока не остыл кофе”. Но есть нюансы. Это семейная сага, в которой способность менять эпохи – лишь фон для рассуждений о том, как наши поступки влияют на будущее, о цикличности событий и поиске вторых шансов, которых в обычной реальности может попросту не быть. Подмешайте сюда разные исторические отрезки и города, в которые попадают герои, а также романтическую линию: получится многослойный текст с массой пространства для трактовки, не слишком закрученным сюжетом и без чрезмерной эмоциональности.

Так что не рассчитывайте на внезапные откровения и интриги в стиле “Тьмы” и не вспоминайте трогательную грусть “кофейной” серии Кавагути. 

Автор пишет просто, без особой литературности, но в целом поэтично, с достаточным погружением в символизм, образность, но, пожалуй, в каждом конкретном аспекте не докручивает. Характеры героев не раскрыты до необходимой глубины, отсутствует их убедительное развитие, а мотивы подчас остаются загадкой. Плюс события представлены слишком мелодраматично, в стиле мыльной оперы (Netflix уже купил права). В частности, действие перемежается лирическими интермедиями, которые вряд ли оправданны: сама Вантэчават проводит на родине поэтические вечера, так что, видимо, их стоит “благодарить”.  

В целом же “Месяц светит по просьбе моего сердца” – вполне добротный старт карьеры тайской писательницы, который сюжетно и тематически ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Если вам нравятся расфокусированные истории с множеством абстрактных (и не всегда объяснённых) линий, то роман может прийтись по вкусу. 

 

"Metro"

Фото:

Спортивный нон-фикшен недели

Алексей Андрианов Зенит. История 100 лет (12+) 2025. АСТ

Аннотация: Название футбольного клуба "Зенит" слышал, наверное, каждый родившийся и выросший в России человек. Его насыщенная история, полная громких побед и чувствительных поражений, и невероятный взлёт после десятилетий, которые "Зенит" провёл на задворках отечественного футбола, не оставят равнодушным ни одного футбольного фаната. Но что скрывается за результатами матчей? Как проходят тренировки знаменитой команды? Что происходит в раздевалке "Зенита"? Знаменитые тренеры, талантливые игроки, именитые владельцы клуба и преданные болельщики – все они пишут историю не только команды, но и её родного города Санкт-Петербурга. Ведь "Зенит" – его настоящая футбольная душа, неразрывно связанная с питерцами узами общей истории.

Наше мнение: Несмотря на то что сделать себе красивый подарок в честь 100-летия “Зенит” не смог, впервые за семь лет пропустив вперёд себя конкурента “Краснодар” и вылетев из Кубка России, из песни слов не выкинешь. Юбилей отпраздновали, Матч легенд с Аршавиным, Кержаковым и Данни отыграли, на кораблике покатались по Неве – порадовали петербуржцев. И пусть ещё долго будут спорить о правомерности даты (эксперты Андрианова также настроены скептически), мифология – часть спорта. И бог с ним, пусть будет 100! Нам что, жалко?  

Книга, выпущенная журналистом, спортсменом, тренером, президентом детского социального футбольного клуба “Прорыв” и, что самое важное, давним фанатом петербургской команды, – огромный массив информации, где основное слово дают бывшим игрокам, экспертам, руководителям и людям, которые так или иначе формировали лицо нашего футбола. Но и сам Андрианов в пику современному спортивному нон-фикшену (обычно беспристрастному) не остаётся немым: он вспоминает собственный опыт, предлагает оценки, активно “вмешивается” в повествование, но это вмешательство не критичное, в большинстве случаев к месту и ко времени. 

Читать все эти цитаты, наблюдения и выводы интересно, а с какого-то момента можно сравнивать их и с собственными воспоминаниями. Первый матч в сознательном возрасте мне лично врезался в память. 1995 год, Первая лига, обшарпанный стадион “Петровский”, три безответных мяча владивостокскому “Лучу”. Мне тринадцать лет, а эмоции зашкаливают! А всё остальное из текста – уже не хроника чужих жизней, а своя. 

В пассиве книги – не всегда последовательная и понятная структура, где "съедаются" целые исторические сюжеты (белых пятен здесь на несколько новых книг), и отдельные нелогичности. К примеру, ранняя история “Зенита” вдруг странным образом прерывается одой детским тренерам. Глава абсолютно необходима, но в другом месте. Кроме того, отдельные оценки чрезмерно попахивают вкусовщиной. Особенно странно звучит сентенция о том, что Ленинград “зачем-то” переименовали в Петербург, никого не спросив.

Впрочем, старомодная структура книги, контрастирующая с американизированным спортивным нон-фикшеном 2010-х ("хуки" по ходу текста, излишний драматизм моментов и эпизодов, скандалы и интриги), смотрится в отношении “Зенита” вполне естественно. Это интересная, подробная и занятная летопись нашего любимого клуба. 

 

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Синъитиро Юки Комната правды (16+) 2025. ЭКСМО

Аннотация: Молодой репетитор, нанятый через Сеть, приходит в дом к очень странным матери и сыну. Чем дальше, тем больше странностей он замечает вокруг. Но даже не представляет, чем закончится эта встреча… Мужчина через приложение для знакомств договаривается о встрече с девушкой, очень похожей на его дочь-студентку. Они даже не догадываются об истинных мотивах друг друга… Трое университетских друзей, разъехавшиеся в разные города после выпуска, решают встретиться онлайн и хорошенько напиться. Но всё идёт совсем не так, когда в доме одного из них замечают женщину, которой там точно не может быть… Несколько подростков живут на отдалённом малонаселённом острове без смартфонов и Интернета. Но затем у одного из них появляется старенький "Айфон", и это приводит к неожиданным последствиям…

Наше мнение: Если не обращать внимания на все превосходные степени, заслуженные премии и статус восходящей (или, наверное, уже взошедшей) звезды японского детектива, то “Комната правды” окажется коротеньким сборником лаконичных рассказов, в которых действительно видна рука мастера. Что самое главное, Синъитиро Юки не нужны большие объёмы текста, масса персонажей, многословные бэкграунды, чтобы преподносить сюрпризы. Каждая история начинается буднично, как обычный японский бытовой роман, но в какой-то момент, ближе к финалу, переворачивается с ног на голову за пару предложений. При этом сюжеты неоднородны: здесь есть и социально-драматические линии, и чуть крови, и тайна сродни хонкаку (убийство в закрытой комнате), и загадка на изолированном острове (также типичный для Японии мотив).

В целом 288 страниц сборника рассказов стоят внимания и притягивают если не оригинальностью, то, по крайней мере, очень здравыми поворотами сюжета и увлекательным повествованием от первого лица. Разве что все характеры главных героев, от лица которых идёт рассказ, удивительным образом похожи психологически, но это нюанс, не обращающий на себя особого внимания. Плюс хочется ещё! "Комната правды" словно аперитив, который готовит тебя к основному блюду, но оставляет голодным. 

 

"Metro"

Фото:

Триллер недели

Хуянь Юнь Проклятие Жёлтого императора (18+) 2025. АСТ

Аннотация: Главный судмедэксперт Китая Лэй Жун начинает получать странные и пугающие посылки: человеческие останки, из которых невозможно выделить ДНК. Отправитель ставит условие: если следователям не удастся обнаружить преступника, он начнёт убивать людей с помощью проклятия. Тик-так. Отсчёт пошёл… Лэй Жун пытается вычислить убийцу, но тот всегда находится на шаг впереди. К тому же кто-то всячески мешает ей вести расследование и пытается дискредитировать её в профессиональном плане. Поиски маньяка приводят Лэй Жун к древней рукописи известного судмедэксперта Китая Сун Цы. Чтобы остановить неуловимого убийцу, Лэй Жун должна разгадать тайну древнего трактата. Тик-так. Время на исходе. Успеет ли Лэй Жун найти убийцу? Или преступник приведёт в действие проклятие Жёлтого императора?

Наше мнение: Вот мы и выучили новое слово "митань", под которым подразумевают китайский триллер с сильной интеллектуальной составляющей и многочисленными отсылками к культуре страны. В этом плане “Проклятие Жёлтого императора” – более чем многообещающее начало ещё одного романа с остросюжетной литературой из Поднебесной, которой выходит предостаточно в разных поджанрах: вспомните тот же знаменитый сериал Лэй Ми о профайлере, загадки в закрытой комнате по примеру японцев (“Пять убийственных игр” Лэй Цзюня – из последних) и “Молчание ягнят” с Тайваня (“Аромат смерти” Кэтнисс Сяо). Книга Хуянь Юня структурно и сюжетно сложнее, чем каждая из вышеперечисленных. По сути это головоломка, работающая на нескольких уровнях, при этом в обёртке хорошо написанного художественного текста (как это соотносится с оригиналом в виде иероглифов – всегда загадка, так что сугубо о русском варианте). 

Во-первых, это история Лэй Жун – человека и судмедэксперта – со всеми необходимыми подробностями непростой профессии и соответствующей атмосферой. Во-вторых, сюжетная линия таинственных мастеров смерти, завязанная на мифологии и истории Китая. В-третьих, остросоциальное измерение, связанное с экономическим взлётом страны и дичайшим расслоением, которое приводит к человеческим трагедиям. Всё это, включая второстепенных персонажей, закручивается в хитрый и драматичный коктейль, в котором много событий, смен декораций, эмоций, разный темп повествования, не говоря уже о натуралистичности. 

Пожалуй, самая характерная особенность романа – филигранно выстроенная интрига, которая касается практически каждого персонажа. Автор нагоняет тумана в отношении главной героини (в определённый момент начинаешь сомневаться в её невиновности), “играется” со сверхчеловеческими способностями мастеров смерти, меняет амплуа и мотивации второстепенных персонажей. Разве что последние главы кажутся затянутыми, где действие не развивается, а упорно топчется на месте, искусственно (и не сказать, что оправданно) загущая интригу, плюс местами есть ощущение, что автор чрезмерно закрутил загадку: несколько коварных планов нереалистично наслаиваются друг на друга. 

Финал не то что бы удивительный, но, по крайней мере, вполне удачный и не разочаровывающий. Всё вместе – динамичный и непростой триллер с китайской спецификой. 

 

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Эндрю Форд Кратчайшая история музыки (12+) 2025. Альпина Паблишер

Аннотация: Люди поют и играют на музыкальных инструментах с древнейших времён, но проследить непрерывную историю музыки невозможно, слишком она разнообразна и неоднородна. Поэтому Эндрю Форд – композитор, исследователь и ведущий популярной радиопрограммы о музыке – предлагает иной подход. Он выделяет ключевые темы в истории музыки и показывает, как они проявлялись в разных культурах и эпохах – от ритуальных песнопений и первых систем записи звуков до современных лейблов и стриминговых платформ. Автор предлагает масштабный, живой и увлекательный рассказ о том, как на музыке, которую мы слушаем и исполняем, отражаются общественные и культурные изменения, религиозные практики и влияние технического прогресса. Написанная со страстью и энциклопедической точностью, эта книга станет открытием для всех, кто хочет по-новому взглянуть на музыкальную историю. 

Наше мнение: Как в нашей юности по телевизору угадывали песню с трёх нот, так теперь в книгах можно рассказать историю музыкальной культуры от древних пещер до цифрового века на 224 страницах! Эндрю Форду это удалось с поправками на отдельные нюансы. Во-первых, подразумевается, что вы кое-что да понимаете в музыкальной теории. Хотя бы на примитивном уровне, ибо времени объяснять базу у автора, разумеется, не будет. Конечно, вы сможете по ходу пьесы неоднократно уходить в Интернет и продлевать удовольствие за счёт самостоятельного изучения вопросов, но нравится “внеклассное чтение” далеко не всем. 

Во-вторых, под историей музыки Форд и другие, само собой, имеют в виду историю западной музыки. Притом что экскурсы в историю будут затрагивать Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, всё равно принципов европацентричности никто не отменял. Это условность, но такова судьба, поскольку стандарты устанавливали в Старом Свете (и немного в США). 

В-третьих, автор из-за самого формата (того самого – краткого) просто “съел” современность. Сегодня мы не можем представить свою жизнь без цифровой музыки, а тут у Форда всё не так. Точнее – никак. Да и в принципе последнему столетию могли бы уделить больше внимания. 

Если же принять все эти условности, то “Кратчайшая история музыки” представляет собой разбухшее и увлекательное эссе с достаточной долей академичности, временами напоминающее лекцию для студентов на первых курсах непрофильных вузов. Обширная фактология и даже чрезмерное содержание не мешают книге читаться влёт и более-менее уложить себе в голову хронологию и основные события. После этого можно уже брать подробные исследования, посвящённые каждому периоду или отдельным музыковедческим нюансам. 

 

"Metro"

Фото:

 

Ссылка на первоисточник
наверх