В 2024 году коллектив стал победителем нескольких крупных музыкальных конкурсов: он одержал победу в Revolution Festival, а также стал победителем программы "Aurum Inutile" на радиостанции "Радио России". А совсем недавно у Porto Moris случилось еще одно важное событие: в декабре группе исполнилось 15 лет.
Metro поговорило с фронтменом Porto Moris Антоном Поповым о судьбе русского рока, "экологии музыки" и отечественном культурном коде.
Антон, каким Вы находите состояние современной музыкальной индустрии? И если говорить о рок-направлении, то подвержено ли оно общим тенденциям, или развивается по другим, своим собственным векторам?
Если говорить об индустрии в целом, то меня настораживает беспрецедентно низкий порог входа в неё. Сейчас каждый может создать песню очень быстро, не выходя из дома, а потом разместить её на стримингах. Как следствие, сильно снижается качество музыки. Рок-музыки это тоже касается – у меня в ленте соцсетей каждый день призывы сделать пресейв и что-то очередное послушать. Мне кажется, люди от этого быстро устанут, а музыканты рискуют превратиться в одну большую массу шума.
При таком разнообразии предложений может ли встать вопрос об "экологии музыки"? И может ли некачественная музыка быть шумовым загрязнением окружающей среды?
На психологию восприятия людьми новой музыки это несомненно влияет. Когда только начинались соцсети, людям предлагали послушать новый трек, и многие с интересом слушали, высказывали мнение. Сейчас, как я уже говорил, тысячи треков выходят каждый день и слушателя постоянно дергают на всех этапах производства – пресейв, выход трека, голосование за трек, голосование за участие в фестивале или где-то ещё. Это уже просто как шум в метро – звучит на фоне и не замечается. Ну и нельзя забывать, что основная роль искусства – это все-таки очищение, освобождение от негативных эмоций, помощь в понимании себя, поэтому и творчество должно быть качественным, продуманным, а не сиюминутным, рассчитанным на быстрый хайп.
Какими критериями, по Вашему мнению, обладает качественная музыка? И насколько она соотносится с русским культурным кодом?
Говорят, что русские люди "танцуют под слова", а ещё любят минор, тогда как на западе мажорных песен больше. Я не знаю, соотносится ли это с нашим культурным кодом, но уверен, что особенности звучания языка вносят вклад в песни. Никогда вы не споете на русском также, как на английском или на китайском. У нас много шипящих и "р", поэтому и песни звучат иначе.
Как Вы думаете, рок в ближайшее время останется нишевым направлением, или он может вновь стать популярным? И что для этого нужно?
Это вопрос сложный. Мне кажется, вся музыка становится нишевой – не только рок. Стало слишком много источников информации, и потоки аудитории сильно разделены. Тот, кого все знают в 16 лет, совершенно не известен тем, кому 30. "Всесоюзной популярности" музыкой теперь не добиться.
Предоставлено организаторами
Фото:
А что можно сказать по "географии музыкальных предпочтений" в нашей стране: есть ли различия во вкусах жителей разных городов? Правда ли, что в Москве и Санкт-Петербурге людям нравятся разные направления, или, наоборот, можно сказать, что музыка объединяет города?
Моё мнение будет очень субъективным, но, на мой взгляд, во многих городах люди по-прежнему предпочитают слушать неувядающую классику русского рока. Что касается Петербурга, то временами я замечаю увлечение слушателей альтернативной рок-музыкой – погромче, пожестче, подрайвовей. С другой стороны, мы не так давно выступали в джазовом баре The Hat, и наше исполнение пришлось питерцам по душе. А 25 апреля группа Porto Moris примет участие в питерском фестивале “Старая школа” в клубе BASE. В рамках фестиваля прозвучат также песни группы “Крематорий”, “СерьГа”, и это лишнее подтверждение того, что все же добрый рок и живая музыка в северной столице в наше время достаточно популярны.
Ваши песни отличаются не только выразительными мелодиями, но и глубоким смыслом, поднятием актуальных тем. Поделитесь своими творческими планами: на какие темы и сюжеты Вам было бы сейчас интересно написать новые песни? Или выбор темы – это, как правило, непредсказуемый импульс, который приходит уже в процессе творчества?
Бывает по-разному. Сейчас ведущие лейблы и лидеры индустрии говорят, что нужно выпускать новый трек каждый месяц. Думаю, это возможно только если составить план с темами песен и ключевыми словами. То есть, вдохновение уходит на десятый план, нужны конкретные песни о городах, праздниках, временах года, женских именах и новостных повестках. Мне далеко не все эти темы интересны, поэтому я выпускаю треки реже. Их меньше слушают, но удается доносить смысл и не стыдно исполнять для моей аудитории.
Вы не только автор песен, но и вдохновляющий пример для многих молодых музыкальных коллективов. Как Вы считаете, насколько важен обмен опытом и наставничество для становления современных музыкантов?
Я думаю, что молодые музыканты должны сами на своем опыте понять некоторые вещи. Так было с группой Porto Moris, которая за 15 лет самостоятельно прошла путь от уличных музыкантов до победителя крупнейших музыкальных конкурсов. У меня, как у лидера группы, безусловно, за все это время сформировался широкий взгляд на музыкальную индустрию.
На семейном фестивале “Рок-ОполЧЕние” в Тверской области, на котором я являюсь музыкальным директором и продюсером, мы уделяем наставничеству, обмену опытом большое внимание. Каждый год, а фестиваль в этом году будет проводиться уже в пятый раз, мы видим много талантливой молодежи. Но для того, чтобы стать известным, одного таланта мало – нужно понимать и законы, по которым работает музыкальная индустрия. И я всегда рад делиться собственным опытом, быть вдохновляющим примером и творческим ориентиром, так как это тоже мой вклад в дальнейшее развитие рок-движения в нашей стране.
Свежие комментарии