На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Бурмистрова
    Наверно заехал купить правила дорожного движения...Иномарка протаран...
  • Океан
    Отстой  и за такие деньги на сцене....на рынке 3 рубля за десяток, вот: https://www.youtube.com/watch?v=Qp_GtP9tXPUОльга Бузова увел...
  • Людмила
    давно пора !СКР заинтересовал...

Книжный обзор: Идиатуллин о геймерах и смерти, эпитафия Кристофера Приста и биохакеры

Фантастический детектив недели

Шамиль Идиатуллин Бояться поздно 2024. АСТ

Аннотация: Январь 2024. Молодые ребята приезжают на заснеженную турбазу повеселиться, пофлиртовать и – поиграть в новую компьютерную игру. Все начинается легко и просто, но игра оказывается не просто игрой: из постоянно меняющейся реальности невозможно выбраться, и граница между жизнью и смертью стирается.

Наше мнение: Один из знаковых современных российских авторов Шамиль Идиатуллин ни разу в своей богатой литературной биографии не бил мимо цели. Притом что пробовал себя в разных жанрах, от мистики до антиутопии (везде с элементами своего любимого триллера), и выработал узнаваемые характерные стиль и язык. Да, специфические – кому-то по душе, другим не вполне комфортно в этом творческом пространстве, но это вкусовщина. То, что “сказка” рано или поздно должна кончиться, было неочевидно. И случилось это, когда писатель, по его словам, вернулся к идее, отложенной до лучших времён 10 лет назад.

“Бояться поздно”, если уж совсем деликатно, легко назвать спорным. Пока пробираешься по страницам, возникает стойкое ощущение, что текст литератор не докрутил, не определился окончательно, зачем всё это нужно и что он в конечном счёте хотел сказать. Здесь практически все элементы стиля, содержания и повествования в состоянии аль-денте: начиная от банальной темы с Днём сурка в виртуальной реальности, к которой автор, пожалуй, не прибавил ничего в сравнении с десятками коллег, и заканчивая (не)реалистичностью погружения в молодёжную среду. Идиатуллин в интервью признаётся, что все смыслы в его книгах исходят с позиции родителей, а не детей, но в этом-то и проблема. Его попытка проникнуть в далёкий мир тинейджеров напоминает наивное употребление школьного сленга в 90-е нашими папами и мамами, которые ухватывали на лету непонятные слова из юмористических программ (“шнурки в стакане”) и пытались пристроить их не к месту.

Но трудности не только в желании человека с высоты своего возраста изобразить молодёжь и (тем паче) геймерское комьюнити, как он себе его представляет: попробуйте выманить зумеров на заснеженную базу из берлоги, узнаете много интересного о себе. Здесь и не очень понятные двухмерные персонажи с минимумом индивидуальности, и сонное развитие событий, которое пытается очнуться после середины, а более-менее серьёзно раскочегаривается ближе к финалу, и масса вымученных образов и мотивов, и снова странный перегруженный язык с избыточными словечками и выражениями. Если раньше на фоне проработки текста, интриги и других моментов на него можно было не обращать внимания, то теперь это измерение бросается в глаза. И даже элементы социальной прозы, обязательные для романов Идиатуллина, практически похоронены заживо.

В общем и целом писатель использует бесконечные повторения, где каждое следующее обрастает новыми деталями, в качестве “лаборатории”, в которой исследует разные грани человеческой жизни и смерти: экзистенциальные проблемы и одновременно – вполне реальные. В тексте есть своя атмосфера, неплохой уровень детализации, определённая эмоциональная глубина, плюс по ходу автор “заигрывает” с различными философскими и околонаучными концепциями. Но в итоге многие позитивные вещи в тексте покрыты толстым слоем того, что не удалось или удалось лишь отчасти. В любом случае об этом романе, который разделил аудиторию, будут спорить ещё долго. И это уже немало.  

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Драма недели

Мубанга Калимамуквенто Птица скорби 2024. ЭКСМО

Аннотация: Действие разворачивается в Замбии 1990-х, на фоне неудавшегося военного переворота, предвыборных беспорядков и экономического кризиса. Когда у одиннадцатилетней Чимуки неожиданно умирает отец, становится ясно, что их, казалось бы, обычная семья полна тайн, которые не принято обсуждать даже среди взрослых. От матери и детей отворачиваются родственники со стороны мужа. Хотя она и пытается держаться на плаву, через какое-то время принимает роковое решение, которое вынуждает Чимуку и ее брата Али искать спасения на самых темных улицах Лусаки. Им предстоит научиться выживать в опасном мире, где царят жестокость и насилие.

Наше мнение: Всегда приятно расширить литературную географию, тем более в последнее время африканских романов в России издаётся немало. Уроженка Замбии Мубанга Калимамуквенто стартовала резво: её “Птица скорби” получила ряд престижных премий – в ЮАР и США. Объяснимо, ведь книга вполне соответствует вкусам искушённой публики, ищущей новые драматичные истории навзрыд в непривычном окружении. Да, многих дебют автора может отпугнуть своей изрядной натуралистичностью, включая сцены насилия. Более того, текст целиком и полностью минорный, единственный вектор движения – вниз, пробивающий раз за разом очередное дно до финала.  

Калимамуквенто рассказывает о том, как кризис в стране несёт нескончаемые бедствия обществу и далее – отдельно взятой семье. Пойманные в водоворот несчастий, люди могут лишь выживать, не надеясь сохранить достоинство, как звери, главное – продержаться ещё один день, несмотря ни на что, а далее ещё и ещё. Список бед характерен для любого депрессивного комьюнити, особенно в бедных регионах мира: насилие, вовлечение в проституцию, безразличие окружающих, ВИЧ и далее по тексту. Но эти темы автор подаёт под определённым углом: дабы наши “сытые” предубеждения о том, что всегда можно найти другой путь, стёрлись в порошок. Что ещё могут сделать люди, лишённые поддержки и борющиеся за кусок хлеба?

“Птица скорби” – достаточно эмоциональный роман о трагедии маленького человека, заставляющий испытывать по ходу целую гамму чувств: от раздражения и досады до ненависти. Одновременно он очень красочный с этнографической точки зрения, погружает в жизнь, традиции, обычаи далёкого для нас общества. Но в пику привычным произведениям о взлётах и падениях на фоне руин Калимамуквенто разрушает интригу и шаблон: взлётов у неё не будет, только крошечная надежда в конце. Её и предстоит нащупать каждому читателю. 

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Фантастика недели

Кристофер Прист Транзитная зона 2024. ЭКСМО

Аннотация: В один прекрасный и странный день голливудская актриса Жанетт Маршан, красавица и любимица зрителей, села на самолет, который должен был доставить её в лондонский аэропорт. Самолет благополучно приземлился, и многие видели, как Жанетт сошла с трапа, но с этого момента она словно растворилась в пространстве и времени. Её больше никто никогда не видел. Все усилия полиции оказались тщетными. Спустя годы молодой успешный кинокритик Джастин Фармер, увлеченный историей кинематографа и авиацией, затевает расследование с намерением разгадать тайну исчезновения актрисы, покорившей его воображение.

Наше мнение: Кристофер Прист, автор “Престижа”, экранизированного тёзкой Ноланом, и настоящая звезда постмодернистской фантастики, ушёл из жизни в феврале 2024 года. И, пожалуй, не на высокой ноте. “Транзитную зону”, вышедшую годом ранее, нельзя назвать литературной неудачей, но роман как минимум использует не очень честный приём – выдаёт себя за другой. И не с целью развлечь читателя или заставить его серое вещество работать за троих, а просто так, без особой хитро выдуманной мотивации. Аннотация буквально кричит о том, что впереди мистическая история, головоломка, загадка, возможно, авантюрная или леденящая кровь, неважно. По факту же никакой интригой здесь не пахнет, и, что важнее, её не меняют ни на что другое, оставляя место вакантным.  

В фокусе внимания оказывается вовсе не жизнь пропавшей актрисы, а того самого кинокритика Джастина Фармера, биография которого будет смаковаться факт за фактом, детально и безумно талантливо, словно это живой человек. Но в русле основной задачи совершенно монотонно, избыточно и скучновато. Дело в том, что Фармер звёзд с неба не хватает, а живёт вполне стандартной жизнью в своей профессии. И чем дальше, тем она банальнее.

В романе ещё как минимум два неодушевлённых героя: кино (оно тут, понятное дело, повсюду) и аэропорты. Если первое вы можете полюбить, настолько здорово оно вплетено в судьбы, дышит и вибрирует, то зоны вылетов и коридоры вы точно будете ненавидеть, в отличие от самого Фармера, одержимого темой полётов. Этот эффект противоречия просто напрашивается с позиции автора.

Вполне возможно, что 80-летний Кристофер Прист “напоследок” задумал хитрую игру с читателем, обманку, но даже в этом контексте автор прекраснейших романов (любимый из них – “Градуал”) перехитрил сам себя. Однако это вовсе не значит, что его эпитафия недостойна внимания.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

ЗОЖ недели

Кирилл Маслиев Безопасный биохакинг 2024. Бомбора

Аннотация: В это неспокойное тревожное время мы все ищем, на что можно опереться. Кто-то находит поддержку в людях, кто-то в любимом деле, кому-то помогает философия. Но мы часто забываем, что наша главная опора находится совсем рядом. И это наше собственное тело. Книга станет "островком безопасности" среди бурь и волнений современного мира. Научит прислушиваться к собственному организму и заботиться о нем, чтобы сохранить себя в любых обстоятельствах.

Наше мнение: Самое забавное – это в разговоре употреблять модные словечки “биохакинг” и “биохакер”, а затем смотреть на реакцию. Для непосвящённых всё выглядит как очередное инфоцыганство или сектантство, когда врачи, рассекающие на “бентли”, подсаживают дураков на роскошные диеты. На самом деле суть гораздо проще. Это действительно маркетинговые термины, но за ними стоят примитивные вещи, а именно настройка своей системы (спорт, питание, режим и прочие стандарты) для того, чтобы чувствовать себя по возможности прекрасно без таблеток и получать удовольствие от жизни без диет, лишений и изматывающих тренировок. Если вы, как и я, большую часть жизни занимаетесь спортом, соблюдаете какой-никакой режим и не проводите все выходные на диване в позе тюленя, то стали биохакером ещё до того, как впервые встретили это слово.

В таком случае и Кирилл Маслиев не откроет для вас Америку. Да, первая часть книги с гигантским количеством терминов и хитрым ликбезом с его лейкоцитами, глюкозами, АСТ и СОЭ может показаться переусложнённой для тех, кто профан в медицине и физиологии, но дальше пациент отмучается, ему станет легче, он умрёт... В смысле наоборот – воскреснет. В книге в целом собраны вполне очевидные советы по разным сферам (от сна и питания до спорта) – слегка сумбурно, с довольно спорной структурой (что за чем идёт), но зато доходчиво и просто. Здесь не будет суперпрогрессивных методик и свежайших эликсиров бессмертия от популярных блогеров. Всё в русле науки и здравого смысла. Никто не замотивирует вас стать травоядным или расшибиться в лепёшку на беговой дорожке.  

И в конечном итоге в биохакинге самое главное не осознание вреда трансжиров и газировки, а понимание того, зачем вам нужно встать с дивана и заняться собой. В этом плане “Безопасный биохакинг” свою функцию выполняет.

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели

Дмитрий Журавлёв Москва и калачи 2024. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: А не откушать ли нам обеду? У “Арсентьича” подают отменные щи, а в “Петергофе” на Моховой добротная рыбная селянка с румяными расстегайчиками… Гурьевская каша, лососина грилье со спаржей, сайки с изюмом – чем еще славилась гастрономическая Москва 19 века? Куда ходили трапезничать гости столицы и рядовые служащие? Почему трактиры Тестова, Щербакова и Филипповская булочная пользовались таким успехом у публики? Дмитрий Журавлев – писатель и повар, специализирующийся на русской кухне, – следуя по маршруту самой московской книги Владимира Гиляровского, предлагает рецепты традиционных блюд дореволюционной столицы. 

Наше мнение: Прежде чем приступить к “Москве и калачам”, уясните себе, что это кулинарная книга с историческими цитатами и справками, а не переложение трудов Гиляровского с некоторым погружением в меню дореволюционных трактиров. Очерки и зарисовки, почерпнутые у классика краеведения (и из других источников), занимают относительно небольшую часть книги. Основная же – детальная реконструкция рецептов с наглядными фото воссозданных кушаний (выглядит шикарно!).

Несмотря на массу забытых терминов и нередко диковинные по нынешним меркам продукты (в “Пятёрочке” не всё купишь, надо как минимум гнать на рынок), все схемы вполне рабочие. Многие, что попроще, доступны и на современной кухне, хотя и очень трудозатратны: всё-таки фокусируется Дмитрий Журавлёв не на простой еде (даже щи здесь из подвыверта), а на меню сильных мира сего: не элиты и царских кровей, но купцов в первую очередь, которые имели отличный аппетит (2500 пельменей на 12 персон – исторический факт) и могли всё это оплатить. Упоминает он мельком и трактиры для бедноты, но в них было не до шикарных рецептов, главное – набить пузо.  

В целом книжное меню – скорее интересное чтиво с реконструкцией, чем призыв к действию. Вряд ли вы будете дома пытаться испечь многоярусную кулебяку, где только ингредиенты занимают две страницы, а ещё три – сам рецепт. Хотя все продукты в ней вроде бы достаточно простые, спотыкающиеся только лишь на визиге (хорда осетровых рыб), но если без неё, то уже не по канону. Впрочем, в некоторых блюдах (к примеру, том же оливье) предлагается вариант попроще – с индейкой. И это мы можем повторить.  

По структуре всё просто: каждая глава посвящена одному из знаменитых дореволюционных трактиров столицы, откуда “выносятся” отдельные блюда. Так что современный читатель без чрезмерного погружения в историю может представить срез предпочтений разных едоков. А по итогу выходит интересное и, что главное, живое погружение в историю кухни. Может быть, книге не хватает лишь каких-то обобщений на пару десятков страниц, но и задачи такой тут не ставилось. 

Книжный обзор Metro.

"Metro"

Фото:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх