На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 024 подписчика

Свежие комментарии

  • Silver Kont
    Совсем охуели черножопые? Расследование ещё не закончено, а они уже требуют денег.... А если черножопые сами виноваты...Алиев поручил нак...
  • Дмитрий Гурин
    А с чего хохломордам с амерами убирать генерала РХБЗ? Что-то тут не все стыкуется. Может после Иванова "чистка" не в ...Как в России восп...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Мне и в моем Крыму хорошо. На хрен мне краснодыр.Три веских повода...

Лечимся в Интернете и верим инстаграм-докторам: о феномене – нейрохирург Алексей Кащеев

По официальной статистике, каждый третий пользователь пытается "лечиться Интернетом" и верит инстаграм-докторам. Metro поговорило об этом феномене и о многом другом с Алексеем Кащеевым – известным нейрохирургом, популяризатором "правильной медицины" и переводчиком бестселлера "История шарлатанства"

Начнём с главного: ежедневно тысячи россиян идут в Интернет и соцсети за советами "по здоровью".

Кто все эти люди? - Так или иначе, в Интернет за медицинскими советами ходят все – даже я, когда чего-то не знаю, иду в Сеть, более того, не стесняюсь гуглить при пациенте… Но в основном "пациенты Интернета" – женщины с высшим образованием 25–40 лет. Зачастую им не к кому обратиться за советом, и при том они склонны сомневаться в уже полученной информации.

К вам в соцсети и "личку" приходит много таких? - Очень. Причём часто им нужно не писать мне в "Фейсбуке", а бежать к врачу или вызывать скорую. Кровь стынет от их вопросов – острая боль за грудиной, требующая неотложной помощи травма... Почему так происходит? Люди не доверяют системе здравоохранения, а Интернет кажется им более открытым. Мой пост может вызвать до 70 сообщений в "личку", половина – просит помощи, каждого второго из них гипотетически я потом буду оперировать. При этом я никогда не занимался соцсетями, мой "Фейсбук" стал популярен после истории с Эльдаром Рязановым, у меня даже "Инстаграма" нет...

А в "Инстаграме", к слову, интернет-доктора и целители прямо цветут… - Да, перед петербургской конференцией FutureMed, где я выступал, пришлось изучить всю эту ересь...   Где лежат корни доверия к такому шарлатанству? - Шарлатанство от официальной медицины отличается тем, что оно – простое и понятное. Оно создаёт благоприятную картину мира, где всё расставлено по своим местам: болит голова – чисти верхние чакры, ребёнок  заболел – виновата прививка. Покопаться в человеке, доверяющем таким целителям, – найдутся масоны, конспирологические теории и прочий мировой заговор.

Хорошо. А как влиять на женщин с высшим образованием,  адекватных матерей, которые выступают против прививок? - Больше того, я и докторов таких знаю. Два года назад я реально считал, что таких врачей и пациентов нужно сажать в тюрьму, а за такие посты в соцсетях – давать сроки. Теперь понял – это не решение, а только придание антипрививочной кампании флёра диссидентства. Думаю, рынок должен как-то сам решить эту ситуацию.

А как вы относитесь к программе "Здоровье"? - Хорошо отношусь, хотя и не смотрю, поскольку целевой аудиторией не являюсь. Быть может, сама программа выглядит дико, но Малышева – молодец: она суперпрофессиональный медик и в студию приглашает опытных докторов. Всё, о чём она говорит, – это нормальная медицинская пропаганда в хорошем смысле, а если это иногда превращается в комедию и расходится на мемы – ну, таковы зрители "Здоровья", пожилые люди, кто ещё может в будний день утром смотреть телевизор.

И ещё один феномен последних, наверное, трёх лет: все массово бросились читать научно-популярные книги о медицине... - У людей – и особенно у молодых – большой запрос на справедливость, на трезвый взгляд на вещи. Им интересно, как всё устроено, и лучше, если об этом кто-то говорит от первого лица. На пике популярности книги, где человек рассказывает о своей профессии, к примеру, "Записки увлечённого судмедэксперта" Алексея Решетуна или "На нервной почве" Павла Бранда.

Но лечиться по такой книжке нельзя? - Лечиться нельзя ни по какой книжке, ни по хорошей, ни по плохой. Это нужно делать у врача. Но мы живём в неидеальном мире, где даже невролог в районной поликлинике может верить в гомеопатию. Социальный вред от инстаграм-блогера, который пишет сравнительно безопасную хрень про фейсбилдинг, ниже, чем от доктора, получившего диплом 40 лет назад и с тех пор ни одной книги и статьи не прочитавшего. Так уже и не лечит никто давно, а он продолжает работать.

То есть к докторам в возрасте ходить нельзя? - Ну что вы. У нас множество врачей в пожилом возрасте, которые находятся в блестящей интеллектуальной и прочей форме. Самому знаменитому в России нейрохирургу Александру Николаевичу Коновалову – 86 лет, а он даже внешне лучше меня выглядит. Дело в другом: молодые врачи – вчерашние студенты – родились в обществе, где быть неинформированным – значит быть лохом. А доктора в возрасте привыкли быть изолированными, они в СССР выросли, который "весь ваш этот английский язык" не поощрял, они не меняются. Так что от возраста в этом контексте квалификация не зависит.

И ещё про соцсети. Только-только улёгся скандал с Анастасией Заворотнюк, за больничные фото которой медперсоналу предлагали большие деньги. То же самое было и с вами, когда болел Эльдар Рязанов. Почему люди жаждут посмотреть на актрису, борющуюся с тяжёлым недугом, или режиссёра в трубках? - А это не только российский феномен. Человек вообще любит расчленёнку – это базовый животный запрос на насилие. Для многих это ещё и экзистенциальный опыт: когда они видят знаменитость, которая была красива и молода, а теперь лежит на больничной кровати, они подсознательно думают – неужели и я смертен? Кто-то поумнее почитает литературу на эту тему, кому-то достаточно "пощупать" болезнь и смерть в соцсетях. Можно ещё проще сформулировать: люди любят "поглазеть" – и до известной степени это нормально, вы же притормаживаете, когда едете мимо ДТП. Это наша природа.

И последний простой вопрос. Какие три методики сделали революцию в хирургии за последние пятьдесят лет? - Микрохирургия, имплантация и эндоскопия, которая значительно повлияла в целом на наше осознание специальности. А вообще я считаю, что в будущем хирургия вовсе исчезнет, кроме, быть может, ургентной – то есть неотложной хирургии при травмах.

В смысле, исчезнет? - Я верю, что мы сможем изучить ДНК настолько, что будем лечить болезни на генетическом уровне. Слава богу, это произойдёт не при моей жизни и не в ближайшие 15 лет – иначе чем я буду платить за ипотеку?

Инста-доктора: топ нелепых советов – "Доктор" Наталья Зубарева (2,6 млн подписчиков) рассказывает о "брюшном мозге", о том, что проблемы с ЖКТ – от "дырявого кишечника"; – "Биохимик" Елена Корнилова (361 тыс.) лечит угревую болезнь "одним глотком воды каждые 20 минут"; – "Психоэндокринолог" Илья Магеря (548 тыс.) полагает, что забеременеть можно, созерцая картины и слушая музыку.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх