Metro продолжает рассказывать о людях, для которых профессия стала стилем жизни. Сегодняшний репортаж – о жизни сотрудников службы авиационной орнитологии в Пулково и их пернатых помощниках. Валерий Зиновьев, инженер службы авиационной орнитологии Пулково, едет в машине по взлётно-посадочной полосе аэропорта. Увидев гуляющую по траве ворону, останавливается, открывает окно и стреляет из пиротехнической ракеты в воздух. Ворона улетает. Зиновьев покидает полосу. Сообщает по рации диспетчерам: "Орнитолог полосу освободил. Птиц нет". Пли!
В Пулково. Алена Бобрович, "Metro" Фото:
Орнитологическая служба в Пулково появилась почти 30 лет назад. С тех пор специалисты вместе с пернатыми помощниками следят за ситуацией на авиационном перроне: отпугивают чаек, ворон и следят за косяками и клинами перелётных птиц. – Наша задача – минимизировать вероятность столкновения воздушного судна с птицами, – рассказывает Metro руководитель группы авиационной орнитологии Андрей Соколов. – Миграция птиц продолжается круглогодично, одни сменяют других: самцы – самок, утки – гусей. Сейчас ждём лебедей. С севера к нам летят зяблики, воробьи и свиристели. Чайка в течение года никуда от нас не денется. Вот с ними мы и боремся. По словам орнитологов, за долгие годы работы ни одна птица не пострадала. Основным оружием по отпугиванию птиц служит газовая пушка. В автоматическом режиме она создаёт сильные воздушные хлопки, имитируя звуки выстрелов. Другая акустическая система расположена по бокам от взлётно-посадочной полосы, она имитирует крики потревоженных чаек и оружейные залпы. Специалисты используют чучела и блестящие шары, которые отпугивают мелких птиц. Цитата: "С соколицей Старухой мы знакомы с её раннего детства, она считает меня и мамой, и папой", - рассказывает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков. Соколиный глаз В группе авиационной орнитологии работают четверо пернатых хищников – три ястреба и один сокол. – Самый действенный способ, который реально отпугивает птиц, – это живой пернатый хищник, – считает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков. – Ко всему остальному птицы привыкают. Ястребы и сокол находятся на балансе Пулково. На корм для хищников тратится около 300 тыс. рублей в год. – Несколько лет назад мы проводили эксперимент, – говорит Владимир Лыженков. – Вместе с ястребами патрулировали территорию Пулковского перрона по периметру. Если обнаруживали скопление птиц, выпускали нашего хищника через окно машины. В общем, на тот момент за полгода в Пулково не было ни одного столкновения самолёта с птицами.
Сокол и ястреб в Пулково. Алена Бобрович, "Metro" Фото:
Сейчас орнитолог Лыженков чаще других работает со своей соколицей Старухой. – Ей восемь лет, я её с птенца вырастил, поэтому именно меня птица считает и мамой, и папой, – говорит Владимир. – Слушается беспрекословно. Со Старухой выезжаем на ровное место, я раскручиваю на коротком шнурке имитацию мелкой птицы. Старуха её ловит, за что получает награду – кусок мяса. Сокол поднимается высоко в небо, другие пернатые видят, что опасный хищник охотится, и не приближаются. В результате научили птиц опасаться территории аэропорта. Многие предупреждают своих соплеменников: скажут "кар", и все уже в курсе, что здесь опасно. Естественно, что такие соколиные учения согласовываются с другими службами аэропорта, чтобы не мешать друг другу. Первым делом – самолёты • В группе авиационной орнитологии работают бывшие лётчики и орнитологи. • Птицы на лапах переносят икринки, которые попадают в водоёмы и превращаются в кормовую базу. Чтобы не привлекать внимание других птиц, водоёмы на территории Пулково накрывают сеткой. • Производители самолётов регулярно проводят испытания, обстреливая только что выпущенные с конвейера самолёты или двигатели тушками куриц. Филин уволился вместе со своей хозяйкой До недавнего времени вместе с ястребами и соколом территорию Пулково охранял Филин. – Его хозяйка Наталья поступила в аспирантуру, уволилась и, соответственно, забрала с собой своего друга, – рассказывает Владимир Лыженков. – Но мы общаемся. Наталья работает в ветеринарной клинике, и мы там лечим и обследуем наших птичек.
Филин скучает по своим друзьям из Пулково. из личного архива Натальи Беломытцевой, "Metro" Фото:
По словам сотрудников группы авиационной орнитологии, цель их работы – не перестрелять всех птиц, а создать такие условия, чтобы они не прилетали на перрон аэропорта. – Потому что если чайка села на поле, то будет сидеть до последнего. И никаким самолётом, даже самым большим, её не спугнёшь, – говорит Валерий Зиновьев. – Конечно, столкновения происходят. Держать ситуацию под контролем на все 100% невозможно, так как птица непредсказуема.
Свежие комментарии