Мемуары недели
Мария Васильчикова Берлинский дневник: 1940–1945 (16+) 2024. Издательство Ивана Лимбаха
Аннотация: Дневник княжны Марии Илларионовны Васильчиковой (1917–1978), впервые изданный в Великобритании в 1984 г., сразу стал бестселлером и переведён на множество языков. Дочь русских аристократов-эмигрантов, с 1940 г.
сотрудница Министерства иностранных дел Германии, она была подругой высокопоставленных офицеров и дипломатов, участников заговора 20 июля 1944 г., закончившегося неудачным покушением на Гитлера. После провала заговора Васильчикова вела записи при помощи особого скорописного шифра. Это один из редких уцелевших документов, дающих точную социально-психологическую картину аристократической оппозиции.Наше мнение:
“Понедельник, 15 января. Новый правительственный указ: ванная только по субботам и воскресеньям. Это порядочный удар: в большом городе на удивление быстро делаешься грязной, и потом это был один из немногих способов согреться”.
Мария Васильчикова вела свой дневник каждый день, и для военного Берлина, особенно после начала бомбёжек союзниками, её светская жизнь покажется чересчур активной – было о чём рассказать. Обеды и званые вечера здесь перемежаются с рабочей рутиной, опасениями за свою жизнь, грустной констатацией ежедневных разрушений и очень любопытными портретами сильных мира сего, хотя их имена российским читателям вряд ли что-то скажут. Разумеется, в окончательном тексте было много купюр – некоторые исторически значимые периоды намеренно опущены, но кое-что можно читать (или прочувствовать) между строк.
“Где та Балли, которую мы знали в Берлине, – настоящая красавица? Здесь она бродит в толстых сапогах и шоферских защитных очках, но все равно у неё самые длинные и выгнутые ресницы, какие мне когда-либо приходилось видеть”.
В этих мемуарах удивительно почти всё. Во-первых, работа Васильчиковой в немецком МИДе во время войны, пусть с литовским паспортом и без прямого касательства Советской России. В атмосфере понятной охоты на ведьм. Более того, она спокойно ходила на Рождество в православную церковь. Во-вторых, отсутствие чёткой “привязанности” к одной из сторон. Чувствуя себя русской, она провела в стране после рождения всего два года, так что фактически была “продуктом” разных культур – Германии, Франции, Литвы, где жила и получала образование. С этих позиций “человека мира” и комментируются все события. В-третьих, происхождение определило круг знакомых из высшего общества, но не только. Эффектная внешность сыграла, кажется, не меньшую роль. Кроме того, несмотря на дружбу с сомнительными с точки зрения урапатриотической позиции немцами (и симпатию к ним), ей удалось обойти все острые углы и не попасть в передел.
“Пятница, 24 января. Обедала с Адамом Троттом, который меня обвораживает. Он полон конструктивных идей и планов, в то время как я абсолютно растеряна. Но я не смею дать ему это почувствовать”.
Наконец, это действительно богатое и детальное свидетельство эпохи, насыщенное и хорошо написанное в пику традиционным дневниковым записям. Иногда кажется, что это обрывочный светский роман, стилизованный под мемуары. Важно, что текст снабдили обширными комментариями и сносками, так что это ещё и очень доходчивый “учебник” по истории Второй мировой войны.
“Переводы должны быть готовы через два дня. Я ощущаю что-то странное, когда думаю, что моя проза менее чем через неделю окажется на столе у президента Рузвельта. Какая ответственность! К тому же это тяжёлая работа. Но самое главное – ставшие теперь известными жуткие детали обнаружения останков просто потрясают“.
"Metro"
Фото:
Детектив недели
Эрик Фуасье Бюро тёмных дел (18+) 2024. Рипол-классик
Аннотация: Франция, 1830, Июльская монархия. Страна охвачена политическими волнениями, учёные совершают научные открытия, которые навсегда изменят мир… Но всё это не волнует Валантена Верна: он занят куда более важным делом – поимкой преступника, который скрывается под именем Викарий и уже много лет ускользает от закона. Валантен слишком богат, чтобы служить в полиции, и слишком молод, чтобы окружающие признавали его блестящий ум. Ему не доверяют, и всё чаще кажется, будто какие-то неведомые силы мешают его расследованиям. Это связано с Викарием или с делом о самоубийствах? В смертях молодых аристократов никто не видел связи, пока Валантен не обнаружил, что все самоубийцы перед гибелью смотрелись в зеркала…
Наше мнение: Исторические триллеры – специфический жанр, который редко когда достигает гармонии между правдивым погружением в эпоху и захватывающей сюжетной линией. У Эрика Фуасье, который за короткое время, судя по французской прессе, стал чуть ли не хедлайнером жанра, тоже не вышло соблюсти баланс, но если не стоять с весами и не подсчитывать скрупулёзно граммовки, то “Бюро тёмных дел” – вполне увлекательный и перспективный старт нового цикла. В нём есть атмосфера Парижа 1830-х, динамичное развитие сюжета с явно сериальной структурой (короткие главы, клиффхэнгеры), неоднозначный главный герой, тонущий в противоречиях и сомнениях, вкрапления реальных исторических персонажей (включая обязательного Видока), довольно нетривиальная головоломка, обращение к научным знаниям и обещание того, что дальше будет больше.
При этом Фуасье делает всё, чтобы мы бежали вперёд по страницам и не особо вдавались в правдивость текста. Здесь и невероятная живучесть главного героя в стиле Джеймса Бонда, и чрезмерная драматизация и нереалистичность его образа (и прошлого – а-ля самые “пересоленные” скандинавские триллеры), и слишком много совпадений по ходу сюжета, и излишнее количество линий и мотивов (так нас пытаются запутать, а зря). Да и стереотипных персонажей и решений, как из учебника по детективному искусству, здесь будет предостаточно.
Впрочем, наверное, в погоне за интригой и читабельностью автор намеренно ослабил другие значимые элементы, так что для старта серии это простительно. Вызвать к жизни вполне реалистичный Париж XIX века и заставить сопереживать героям ему вполне удалось. А это уже немало.
"Metro"
Фото:
Фантастика недели
Лукаш Орбитовский Счастливая земля (18+) 2024. Fanzon
Аннотация: Шимек и трое его друзей живут в маленьком городке Рыкусмыку. Их терзают подростковые проблемы и мысли о будущем. И у каждого есть заветное желание, ради исполнения которого они готовы на всё. Главная достопримечательность города – старый замок, с которым связана мрачная легенда. О ней знают все, но никто не решается говорить вслух. В последний день лета друзья набираются смелости и лезут в подземелья замка, чтобы осуществить свои мечты. Но за всё нужно платить, и теперь они связаны тайной, изменившей всю их жизнь. Им нужно найти способ освободиться от прошлого. Или хотя бы суметь его забыть.
Наше мнение: Сложно представить себе более противоречивый роман, чем “Счастливая земля”. А всё потому, что издательство и польские критики стараются продвигать текст частично как фантастику, частично – как чуть ли не готический хоррор в современности. А стоило бы сразу оговориться, что Лукаш Орбитовский в рамках своего цикла про городок Рыкусмыку написал мрачный, тягучий, почти кафкианский, местами хаотический, но максимально реалистичный роман про нашу жизнь, который в итоге превращается в притчу, философское иносказание на традиционную тему – о тех самых желаниях, которых стоит бояться. И сеттинг здесь соответствующий – польские 90-е, не сильно, как можно себе представить, отличавшиеся от “лихих” на постсоветском пространстве.
Те, кто жаждали в какой-то момент испугаться из-за возникающих по ходу вкраплений магического реализма и психоделии, разочаруются капитально. Им текст может показаться занудным, чрезмерно психологическим, бессодержательным, где по факту ничего интересного и яркого не происходит. В этом смысле “Счастливая земля” – обманка, которая знает, как стереть в пыль ваши ожидания. Если же вы к такому готовы, войдёте в поток и попытаетесь следовать за мыслью автора, подмечая ту самую “притчевость” книги, то, возможно, будете вознаграждены, как я. Но это не точно. Весь “хоррор” ситуации здесь не в каких-то фантастических силах и происшествиях, от которых стынет кровь, а в обычной жизни, выписанной удивительно естественно.
Здесь будут и пласт взросления, и фольклорные мотивы, и размышления о судьбах страны, да и отдельных персонажей, как и проявления сверхъестественного и детективные моменты. Вот только собрать эту головоломку непросто. И это вовсе не вина читателя, а скорее задумка (или недоработка?) автора, который, возможно, замахнулся на то, что по итогу не донёс до аудитории правильно, чтобы она не делилась так жёстко на любовь и ненависть. Как специфическое авторское кино, способное вызвать любые чувства – от обожания до раздражения.
"Metro"
Фото:
Вестерн недели
Эрнан Диаз Вдали (18+) 2024. Строки
Аннотация: Молодой шведский иммигрант оказывается совершенно один и без гроша в кармане в Калифорнии. Он знает на английском два слова – "Америка" и "Нью-Йорк", и именно там, верит герой, он сможет найти брата, с которым они разлучились в самом начале пути. Так начинается многолетнее путешествие героя на Восток, пока все вокруг продвигаются на Запад. Учёные и преступники, золотоискатели, индейцы и религиозные фанатики – они ищут приключений и наживы, но это не его путь. Экспериментальный вестерн и роман взросления в традиции XIX века, "Вдали" исследует, насколько глубоким может быть одиночество и есть ли из него выход.
Наше мнение: Поп-культура превратила вестерн в массовом сознании в бодрые боевички с Клинтом Иствудом и Джоном Уэйном в главных ролях. Но даже те, кто понимают литературный жанр более-менее правильно (от Майн Рида и Фенимора Купера до Джека Лондона), будут удивлены дебютом Эрнана Диаза, прославившегося своим романом о нью-йоркской богеме – “Доверие”. Если “Вдали” – вестерн, то постмодернистский. Здесь не предполагается авантюрных приключений, разделения на плохих и хороших, ковбоев и индейцев, а также первооткрывательства в обычном смысле слова. Швед Хокон будет открывать скорее себя в череде происшествий и встреч, которые запланированы автором на пути поиска брата главного героя. Да и движется герой наоборот: с Запада на Восток.
Фактически текст представляет собой роман воспитания, в котором использован интересный приём: случайный мигрант совершенно не владеет английским, поэтому вынужден получать всю информацию об окружающем мире не из общения, а из наблюдений, размышлений и пассивных взаимодействий. Мотив одиночества, с которого всё начинается, так и останется для писателя (и его персонажа) основным, а финал получится открытым. Смысл путешествия внутри “Вдали” – в самом путешествии, а путь превращается в бесконечность, предполагая, что читатель сам решит, что может быть дальше (и может ли?).
Диазу удалось не только глубоко погрузиться в психологию и различные состояния Хокона, но и успешно передать атмосферу и образы Дикого Запада. Встречи и ситуации здесь лишены политкорректности, временами брутальны и безжалостны. Во многом эта трёхмерная картинка – заслуга экспрессивного и красочного языка, которым написан роман. Он позволяет совмещать агрессивную реальность и лиричный мир грёз. Общему позитивному впечатлению от долгой дороги не мешают даже замедленность, пассивность действия (особенно эффект усиливается во второй части романа) и отсутствие какого-либо финала, что нивелирует изначальную задачу поиска брата.
"Metro"
Фото:
Саморазвитие недели
Чип Конли Важные 40+ (16+) 2024. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: В возрасте чуть за 40 мы можем остро ощутить, что жизнь складывается не так, как мы ожидали. Жалеем об упущенных возможностях, испытываем тоску и неудовлетворённость. Или вовсе чувствуем, что живём чужой жизнью. Но правда в том, что это не конец истории, а лишь передышка перед новой главой. Чип Конли, автор бестселлеров и соучредитель Modern Elder Academy (MEA), первой в мире "школы мудрости среднего возраста", предлагает иной взгляд на жизнь в 40+ лет. На основе исследований в области социальных наук, вдохновляющих историй и собственного опыта он вывел 12 причин, по которым жизнь с возрастом становится лучше.
Наше мнение: Я почти не читаю книг по саморазвитию, если дело касается психологии, а не каких-то конкретных бизнес-процессов или личной эффективности. Чип Конли, вероятно, привлёк актуальным возрастом, отражённым в своей работе: ровно соответствует моему. И здесь ожидания (все эти скучные 7, 10 или 12 причин) уступили место простому человеческому любопытству. Но чуда не произошло, уж извините. Теоретически автор делает всё правильно: он не просто сбрасывает в одну кастрюлю какие-то аргументы, как в учебнике для студентов, а распределяет их по тематическим разделам (физическое состоянии, эмоции, духовность, работа) и снабжает чтиво большим количеством стандартных жизненных историй, а также примеров из искусства.
В своей “проповеди” о пользе среднего возраста он стелет гладко, применяет вполне прагматичную аргументацию, но дело, наверное, во мне. Такие гайдбуки нужно читать нытикам и “неудовлетворенцам”, которые подошли к указанному возрасту с целым сонмом проблем и претензий к себе, окружающим и жизни в целом. У меня они тоже есть, куда без них, но к сорока пришло понимание, что это самое интересное время, когда ты ещё многое можешь изменить в себе и уже примерно представляешь, как именно. Тем, кто до этого не дошёл самостоятельно и винит во всём природу, погоду, диван и политиков, набор клише от Чипа Конли, пусть и хорошо структурированный, не поможет. Скорее они пойдут к психологу – и ходят активно, выкладывая за беседы кругленькие суммы.
Ещё одна суровая правда о книге заключается в том, что автор обращается нередко к неправильным примерам (особенно во второй части книги, где речь идёт в том числе о духовных практиках). Список подойдёт тем, кто к сорока отложил достаточно денег на то, чтобы искать себя всю оставшуюся жизнь, а другим, которые стоят у станка с девяти до шести, это параллельно. Кроме того, Конли чрезмерно много времени уделяет сценам из популярного кино, подчас очень сомнительным.
Тем не менее свою аудиторию книга точно найдёт. По крайней мере, её можно использовать для определённой мотивации к изменениям, если вы застыли в полупозиции и в своём возрасте сомневаетесь, куда идти. Да и поставить галочки рядом с каждой из 12 причин или отдельной из них тоже полезно.
"Metro"
Фото:
Свежие комментарии