Сон-час, зарядка и трёхразовое питание – несмотря на тяжёлые времена, жизнь ленинградских малышей шла по привычному распорядку. Воспитатели следили, чтобы дети умывались, вовремя ели и отвлекались от войны. Об этом рассказывает выставка "Блокадный детский сад".
– Во что играли дети? Первое время они вообще ни на что не реагировали, даже улыбаться разучились.
Одним из тяжелейших моментов блокады называют то, что исчез смех детей. Дети оживали, только когда появлялся повар. А если начинали говорить, то только о пище. Играли в еду: готовили её из картона, рвали бумагу на кусочки и представляли, что это продуктовые карточки. Воспитателям нужно было от этого всего отвлечь детей. Сотрудники детсадов старались с ними читать, учить стихи, петь песни, –рассказывает журналисту Metro куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела музея Денис Мастридеев.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
"Хряпа" и "дуранда"
В меню дошкольников были жидкие каши – чечевичная или пшеничная, супы – рыбный с сушёной корюшкой и "хряпа" с капустным листом, прессованный подсолнечный жмых "дуранда". Из напитков – чай из суррогата.
– Очень скудное меню, но всё равно чуть более усиленное, чем если бы ребёнок оставался дома. Всё-таки детская карточка в самое тяжёлое время – 125 граммов хлеба. А тут хотя бы крупы есть, – добавляет Денис Мастридеев.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Ночёвки в саду
Посреди выставочного зала стоят две детские кроватки. Многие дошкольники ночевали в саду. У одних отцы ушли на фронт, а матери работали на казарменных предприятиях круглосуточно, у других и вовсе все близкие погибли. Спали дети в бомбоубежищах.
– Ночевать нужно было только в бомбоубежище! Налёты вражеской авиации в основном ночью происходили. Бомбоубежище закреплялось, как правило, не за одним детским садом, а сразу за несколькими. И это нередко был целый квартал. Вечером детей отвозили туда, а утром привозили назад в группу, – объясняет куратор выставки.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
У каждого малыша был вещевой мешочек, который он брал с собой на ночёвку. В обязательном порядке там должна была быть игрушка.
– У нас представлены детские игрушки блокадного времени –например, плюшевый медвежонок, – продолжает собеседник Metro. – Игрушка всегда имела особое значение для ребёнка. Это связь с домом, она успокаивала его, поскольку вызывала ассоциации с чем-то родным.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Ночи в бомбоубежище запомнились многим дошкольникам на всю жизнь.
– Одна женщина вспоминала, как каждое утро, когда она просыпалась, отрывала примёрзшее одеяло от стены. Так холодно было! И она говорит, что до сих пор помнит этот треск, – делится Денис Мастридеев.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Впрочем, и те, кого родители забирали каждый вечер домой, не остались без "впечатлений".
– Мальчик, который сейчас уже дедушка, вспоминал, как они с мамой шли через все эти улицы. Когда начинался обстрел, мама вместе с ним падала на землю и накрывала его собой. А он же маленький был, и ему интересно, что это такое там бабахает. Он пытался вылезти посмотреть. Только затишье – они вскакивали, и опять взрыв. Они опять падают на землю. И вот так добирались до дома. Он рассказывал, что эти вспышки, яркие оранжево-фиолетовые, до сих пор перед глазами стоят, – говорит куратор.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Островок спасения
Зимой 1941–1942 г. в блокадном Ленинграде работало порядка 300 детских садов, в которые ходили 30 тыс. детей. Для сравнения: в довоенное время было открыто 658 дошкольных учреждений. Попасть в садик было непросто. Вне очереди принимали детей мобилизованных и тех, кто находился на казарменном положении.
– Очень сложно было устроить ребёнка, поскольку детские сады были закреплены по прописке. Запомнился случай из дневника учительницы Валентины Михайловны Ивлевой, у неё был 4-летний сын. Работала она в школе Выборгского района, а жила в Петроградском. Рядом с работой находился детский сад, а рядом с домом – нет. Ей приходилось ребёнка с собой на занятия брать.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Нередко детские сады с течением времени меняли статус на детский дом.
– Некоторые дети попадали в детский сад через спецприёмники, –продолжает Денис Мастридеев. – Были специальные так называемые бытовые отряды, которые ходили по квартирам и искали детей. Нередки были случаи, когда мама, папа, бабушка умирали – и ребёнок 3–4 лет не мог выбраться и погибал вместе с ними. И вот как раз таких детей они отыскивали и относили в спецприёмники. Часто эти дети были в тяжелейшем состоянии от длительной голодовки, измучены насекомыми – теми же вшами. Нужно было выходить их, привести в порядок, ведь они даже есть уже не могли.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Есть в музее и ёлка. Несмотря на блокаду, в детских садах встречали Новый 1942 год.
– Детский сад в те тяжёлые времена был таким настоящим островком спасения. Ребёнок, который туда попадал, получал реальный шанс на выживание, – говорит сотрудник Музея обороны и блокады Ленинграда.
Игорь Акимов, "Metro"
Фото:
Выставка "Блокадный детский сад" открыта до 24 февраля 2025 года.
Свежие комментарии