Бывшая балерина Кремлёвского балета Алиса Асланова – одна из немногих, кому разрешают снимать за кулисами. Metro побывало на презентации её первой книги "Хрупкость момента" и узнало, насколько было сложно покинуть сцену и влюбиться – на этот раз в фотографию.
На первой странице книги – посвящение маме, Светлане Аслановой, за безусловную любовь и веру в девочку Алису.
За бесстрашие, которому она научила дочь. Несмотря на невысокий рост, та прошла большой путь, став успешной солисткой Кремлёвского балета.– Не люблю оглядываться назад, живу настоящим. Уйдя из балета, ни разу не смотрела ни записи, ни фото. Эта книга, в которой собраны кадры, сделанные мною за последние 10 лет, серьёзный шаг. Оказывается, я так много сделала! Иногда полезно в прошлое возвращаться, – смеётся Алиса. – Эту книгу я посвятила маме, потому что давным-давно она приняла решение приехать в Россию, чтобы я могла обучаться балету профессионально. Мама, бесстрашная женщина, сделала многое, чтобы моя жизнь была наилучшей. Но главное, научила бесстрашию и меня. Оно помогло сделать карьеру в балете и принять важное решение покинуть профессию.
В 27 лет Алиса почувствовала, что физических возможностей, чтобы раскрыть свой потенциал в полной мере, уже недостаточно. Переживала. Казалось, что мир к ней несправедлив.
– Тогда я искала проблему во внешнем мире, – объясняет фотограф. – У балетных артистов так часто бывает: профессия энергозатратная, и кажется порой, что тебя недооценивают и недолюбливают. Как, наверное, и многие в моменты кризиса, стала задаваться вопросом: буду ли расти профессионально, танцуя, или продолжу стоять на месте? Был гигантский внутренний диалог. Ответив честно, поняла, пришло время танцевать, но только в сторону другой новой жизни.
Рената Шакирова и Кимин Ким, "Парк", выступление на Benois de la Danse, Большой театр России, 2024.
Алиса Асланова, предоставлено издательством БОМБОРА
Фото:
Из мира любимого балета уходить не хотелось, и Алиса решила выучиться на журналиста, поступила в МГУ на вечернее отделение. И с репетиций, в гриме и причёске, бегала на экзамены, а затем возвращалась в Кремлёвский дворец на спектакли:
– Журфак подарил вдохновения. В балете много правил, нужно быть очень сконцентрированным, а здесь мои балетные шоры пали – увидела, что могу строить жизнь, как хочу. Фотографией в то время не увлекалась. Занималась журналистикой: с друзьями открыли первое онлайн-издание о балете. Все друг друга знали, и проблем с интервью не было. Но мне очень хотелось, чтобы на сайте появились видео. Бюджета не было, всё делали на свои средства. Так стала осваивать и видео, и монтаж. И в фотографии я – самоучка. Сейчас – она моя самая большая страсть, которая гармонично интегрирована в рабочую деятельность.
Балерина Анфиса Ощепкова, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 2023.
Алиса Асланова, предоставлено издательством БОМБОРА
Фото:
Раскрыть крылья как фотографу ей помог Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И Немировича-Данченко: именно там Алиса смогла свободно снимать и из зала, и за кулисами.
– Отношение к закулисным съёмкам у артистов разное, – рассказывает Metro Елена Соломянко, ведущая солистка балеткой труппы МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, муза Алисы. – Некоторые относятся ревностно, ограждая личное пространство, некоторые – спокойно, но не безразлично: перед спектаклем мы сконцентрированы на внутренних задачах и не следим за результатом в кадре. Не хочется, чтобы фотограф перетягивал внимание на съёмку. Алисе я доверяю – знаю, она потрясающе чувствует атмосферу, настроение и умеет передать наше волнение, искренность и хрупкость момента, который каждый раз случается перед премьерой.
Класс педагога Аллы Головко, на первом плане Александра Порядина и Анна Былкова. Московская государственная академия хореографии.
Алиса Асланова, предоставлено издательством БОМБОРА
Фото:
Сегодня самое ценное в фотографии для Алисы – чувственность. Через объектив фотоаппарата она подчёркивает грацию балерин и танцоров балета, их силу, и старается передать эмоции, напряжение и драматизм моментов, в том числе и через детали – будь то завязывание пуант или подготовка костюма.
"Анна Каренина", Театр балета Бориса Эйфмана, 2024.
Алиса Асланова, предоставлено издательством БОМБОРА
Фото:
– Снимать из зала мне немного скучно. Будучи балериной в прошлом, для меня не составляет труда ловить движения в пике, – рассказывает фотограф. – Мне нравится снимать за кулисами, показывая спектакль с ракурса, который зритель видеть не может, и ловить настоящие эмоции, что нелегко. Бывает, за весь спектакль – ни одного удачного кадра. Раньше это пугало. Тогда ощущала себя неуверенно, но, поняв, что важен опыт и насмотренность, синдром самозванца преодолела. Вместе со мной менялась и фотография.
У Нины Аловерт и Валентина Перельмутера был один шанс сделать удачный кадр, они снимали на плёнку. Сегодня технически мы оснащены прекрасно: цифра, автофокус, светосила, а найти собственный голос сложнее – поглощает слишком много шумового визуала.
Алиса Асланова, фотограф
На съёмку за кулисами Алиса приходит только в чёрном, чтобы быть незаметной, и берёт оптику, позволяющую снимать издалека. В балетной съёмке никаких табу, и есть место спонтанности. Её привлекают и сложные спектакли, и характерные персонажи, и яркие костюмы. Среди любимых балетов – "Жизель" и "Баядерка".
Алиса Асланова.
предоставлено героиней публикации
Фото:
– Дело, без которого вы не можете жить и дня, и есть ваше предназначение. Я, каждый день жадно держа в руках камеру, снимаю не только балет, но и самые обыденные вещи, и по-прежнему считаю, что нахожусь только в начале большого и интересного творческого пути. До уровня моего кумира, Марка Олича, ещё идти и идти.
Свежие комментарии