Уже шесть месяцев Россия и остальной мир живут с поправкой на COVID-19. Мы застали начало эпидемии, её пик. Сейчас в нашей стране она постепенно идёт на спад. Но стоит ли расслабляться? Этот и другие вопросы Metro обсудило с вирусологом Виктором Зуевым, руководителем отделения микробиологии латентных инфекций НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи.
Коронавирус не был неожиданностью
– Вопреки мнению многих вирус не был неожиданностью, – рассуждает учёный. – За всё в этой жизни надо платить. Вирус стал издержкой прелестей цивилизации, в частности возможности путешествовать далеко и долго, то есть перемешивания человеческих масс между собой. Кроме того, коронавирусы уже довольно активно проявили себя в мире в 2002 и 2012–2013 годах. Это были два первых серьёзных звоночка. Сейчас сыграло свою роль и наше российское гусарство: несмотря на опасность, наши горе-туристы в начале года продолжали ездить за границу, а возвращались главным образом через московские аэропорты.
Введение ограничительных мер в столице в конце марта оказалось своевременным, считает Зуев.
– В России самая низкая смертность от COVID-19 – меньше 1%. Причина в строгом режиме самоизоляции и в том, что у нас мгновенно, с опережением возможного роста заболеваемости были приняты меры по развёртыванию специализированных коек. В условиях стационара пациентам оказывалась должная помощь, переливалась плазма переболевших.
Вместе с тем COVID-19 поставил перед медиками ряд сложнейших вопросов.
– Мы не ожидали, что при низкой летальности вирус окажется таким заразительным, липким, летучим, – признаётся Зуев. – Он разошёлся по всем континентам, миновав только Антарктиду. При этом у 30–50% пациентов болезнь протекала бессимптомно, то есть они являлись скрытыми носителями инфекции. А вы знаете, что даже при разговоре шёпотом у нас капельки слюны вылетают изо рта? Поэтому "масочно-перчаточный" режим – очень правильная мера, и полностью отменять её пока рано.
Из-за чего пандемия пошла на спад
Спаду пандемии способствовали и погодные условия.
– Жара приводит к снижению жизнеспособности коронавируса, он боится высокой температуры. Это одна из причин, по которой я не ожидаю так называемой второй волны. Кроме того, учитывайте воспитательную роль режима пандемии: нас приучили мыть руки и соблюдать другие санитарные нормы.
Есть ли уже вакцина от коронавируса
По словам Зуева, НИИ эпидемиологии и микробиологии уже разработал вакцину от коронавируса.
– Она сейчас применяется на добровольцах и примерно к августу будет предложена Министерству здравоохранения для сертификации. Только потом её производство предстоит наладить на заводах и фабриках. Гарантирую вам, что это будет лучшая вакцина в мире.
Что будет с COVID-19 дальше
В скором будущем COVID-19 встанет в один ряд с вирусом гриппа, предполагает учёный.
– Он тоже будет приходить к нам дважды в год – поздней осенью и ранней весной, когда для этого сходятся все четыре фактора: холодно, сыро, ветрено и на душе противно. Уверяю вас, мы перестанем его бояться. Просто надо будет регулярно делать прививки. Мы с вами до сих пор не знаем продолжительности иммунитета после перенесения данной болезни. При гриппе она составляет год-полтора. А этот "фрукт" пришёл к нам совсем недавно и малоизучен. Все главные открытия у нас ещё впереди.
Все новости и эксклюзивные материалы Metro о коронавирусе
Свежие комментарии