16+
Инсценировка Андрея Гаврюшкина и Фёдора Климова
В ролях: Никита Капралов
Продолжительность спектакля: 1 час 40 минут без антракта
Санкт-Петербургский театр "Мастерская"
Фото:
О чём спектакль
Самый известный роман Фёдора Достоевского настолько плотно врос в нашу культуру, что даже человек, который не читал "Преступление и наказание", примерно представляет, о чём книга.
Если совсем кратко: студент Раскольников убивает топором старуху-процентщицу.Итак, нищий и болезненно гордый студент Родион Романович решает проверить, способен ли он на поступок, возвышающий его над "обычными" людьми. "Тварь я дрожащая или право имею?" – задаётся он знаменитым вопросом. Чтобы узнать ответ, Раскольников убивает жалкую старую процентщицу, а затем и её сестру, случайно оказавшуюся на месте преступления. Достоевский меняет классический детективный сюжет: имя убийцы и детали преступления известны с самого начала, в то время как интрига заключается в неизбежном приближении наказания.
Это произведение с криминальным сюжетом и глубокой религиозно-философской подоплёкой о том, что никакое преступление нельзя совершить, не понеся наказания, в том числе наказания муками совести. Достоевский подчёркивает, что никакое дело, даже самое благое, не стоит человеческой жизни.
Санкт-Петербургский театр "Мастерская"
Фото:
В чём особенность
Моноспектакль – это постановка с участием одного актёра. Он отыгрывает всех персонажей или развивает внутренний конфликт, ведя монолог с самим собой, поэтому направление считается одним из самых сложных для артиста.
По режиссёрскому замыслу, нам показывают девять дней из жизни Родиона Романовича: мы застаём его в камере, где он провёл уже девять месяцев и всё ещё размышляет о том, что сделал, погружаясь в тягостные воспоминания.
В подобных спектаклях, как правило, не используются сложные декорации и реквизит. В "Преступлении и наказании. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова" создатели пошли по тому же принципу: в глубине тёмной сцены лишь мрачные зеркала, среди которых мечется герой. На сцене стол, который с лёгкостью превращается в ящик, куда добровольно забирается Раскольников в тщетной попытке спрятаться от терзающих душу вопросов. Звуковая составляющая тоже скупа: лишь звон церковных колоколов, который то еле уловим, то звучит настолько громко, что становится не по себе. Актёр Никита Капралов мастерски перевоплощается из Родиона Раскольникова или в "пьяненького" Мармеладова, или в следователя Порфирия Петровича, или возбуждённо и торопливо произносит авторский текст, прячась от преследователей за дверью квартиры, где лежит неостывший труп убитой им Алёны Ивановны...
Санкт-Петербургский театр "Мастерская"
Фото:
Впечатления обычного зрителя
730 шагов отделяют квартиру Родиона Раскольникова от дома старухи-процентщицы. Никита Капралов проводит своего героя и зрителей по этому мучительному пути в попытке узнать, какую цену придётся заплатить за каждый из этих шагов – шагов к себе или от себя, к Богу или безверию, к любви или ненависти.
Действие спектакля проносится стремительно, артист мастерски держит внимание зрителя. И хотя сюжет произведения знаешь практически наизусть, смотреть постановку всё равно интересно. Неожиданными стали моменты, когда артист якобы забыл текст и интересовался у пустоты, что именно ему сейчас говорить. Или когда он появился из-за ширмы в образе Порфирия Петровича в рыжем клоунском парике, прыгая на воображаемой скакалке, так как "это сейчас считается лучшим средством от геморроя". В целом же постановку можно смело рекомендовать всем любителям творчества Достоевского: там можно и погрустить, и поразмышлять на тему наших извечных русских вопросов, а в конце спектакля сам Родион Раскольников угостит вас семечками (правда-правда).
Санкт-Петербургский театр "Мастерская"
Фото:
Свежие комментарии