Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина мечтает стать инженером. 22-летняя девушка, которую на работе ласково зовут Гаечкой, строит амбициозные планы, желая добиться успехов в мужской профессии. Она уже сейчас очень популярна - так, на её страничку в Instagram подписано более 5 тысяч человек. Это и не удивительно, ведь в России "авиамеханики в юбке" встречаются очень редко.
Родилась Татьяна в селе Читкан республики Бурятия, но вскоре (в возрасте 3-х лет) переехала с родителями в Красноярский край, где и провела большую часть жизни. Ещё девочкой она хотела стать артисткой театра, так как ей всегда нравилось выступать на сцене. Потом она загорелась идеей стать "опером" полиции и даже целенаправленно к этому двигалась, но в 11 классе проверка родственников на судимость вынудила её отказаться от исполнения этой мечты. В итоге девушка стала студенткой Сибирского государственного университета науки и технологий имени Решетнева (СибГУ), поступив на факультет гражданской авиации и таможенного дела. И ничуть об этом не жалеет.Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. предоставлено Татьяной Кожевиной., Другой Фото:
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ – Поступила на факультет случайно, как бывает у большинства выпускников школ, – вспоминает Татьяна. – Чуть ли не в первом попавшемся ВУЗе стала изучать список факультетов, и название одного из них показалось интересным! Обычно на факультет гражданской авиации берут парней. Но в наш университет набирали девушек, предполагая, что в будущем они пригодятся в работе с документацией. Так и получалось, девушки в итоге не шли работать на технику. Часто они выбирали это факультет по глупости, ведь им потом совсем не хотелось пачкать руки и мёрзнуть при работе с техникой. Но у меня был свой путь. Из двух специальностей факультета я выбрала "Техническую эксплуатацию летательных аппаратов и двигателей". Почему? Всё просто – там подразумевалось знание раздела механики из курса физики, а мне эта тема в школе давалась неплохо. Окончательно же я поняла, что меня тянет именно на технику, во время преддипломной практики в одной сургутской авиакомпании. Татьяна поехала на практику в начале 5-го курса. Девушку сразу же отправили в техотдел работать с документами, но ей там очень быстро наскучило – слишком монотонная работа. – Каблучки, юбочка, всё было как положено, – смеётся Татьяна. – Но с бумагами я проработала всего несколько дней. Всё получалось, меня хвалили, говорили, что хотят пригласить в будущем на работу. Но как-то вечером я встретила одного мужчину. Он сказал: "Вот вы, девушки-двигателисты, всё сидите в техотделе, что, слабо пойти гайки крутить?" Я, конечно, вступилась за себя: "Нет, не слабо! Я обучалась сварке и клёпке во время предыдущих практик!" Инициативной девушке дали тёплую куртку, тензометр (прибор для измерения натяжения тросов) и контровку (техническое средство, предотвращающее развинчивание гаек), после чего отправили работать с техникой. – Я быстро поняла, что мне это в радость, что время на такой работе летит очень быстро. Я обожаю работать руками, а не за компьютером сидеть. И тогда я попросила оставить меня на этом участке работ, даже обратилась с этой просьбой к заместителю генерального директора. Но мне сказали: "Нет, будешь работать в техотделе!" Я возразила, сказала, что приехала на преддипломную практику и потребовала, чтобы мне выделили работу, которая соответствовала бы моей специальности. Тогда этот мужчина спросил: "Ну хорошо, у стабилизатора обшивку поменяешь?" И я, под руководством начальника участка, поменяла обшивку стабилизатора вертолёта Ми-26, он до сих пор с ней летает! Мне даже тогда заплатили. Татьяне так понравилась эта работа, что она согласилась на двойной труд – четыре часа отдавала документации, потом брала перерыв на обед, а после ещё четыре часа работала на вертолёте. Когда практика закончилась, к Татьяне подошёл начальник вертолётной смены и сказал, что хотел бы видеть её когда-нибудь в кругу техников. Через полгода после этого разговора девушка завершила обучение в университете, получив красный диплом.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. предоставлено Татьяной Кожевиной., Другой Фото:
– В университете в меня закладывали знания авиационной техники, я училась понимать её строение. Одной из любимых дисциплин была "Теория авиационных двигателей". Пожалуй, двигатель – сердце самолёта, это то, что вызывает восхищение, но в то же время требует понимания сложных процессов, которые позволяют поднять "машину" весом в несколько тонн в небо. Мне нравилось всё! Вероятно, мальчишкам обучение в университете давалось легче, чего не скажешь о нас, девчонках. Нас было в группе всего пятеро, а мальчишек – в пять раз больше. Но я старалась и по большинству дисциплин получила высший балл. Практика помогла мне открыть для себя авиационную технику – к примеру, я научилась снимать топливный фильтр на Ан-24, мне довелось бывать на аэродроме при -40 градусах. Девчонки в такую погоду сидели в учебном центре, поскольку все преподаватели понимали, что ни одна не пойдёт работать по своей специальности, но я всегда шла с одногруппниками на тяжёлые работы. Желание делать всё это, наверное, из детства – я всегда любила помогать папе в гараже или на стройке. Да и просто хотелось познать что-то новое. И главное, у меня всё ладилось! Не зря мой руководитель по практике, чувствуя потенциал, относился ко мне строже, чем к другим девчонками. Он говорил мне: "Я воспитаю из тебя инженера, ты пойдёшь работать на технику". Так и получилось! РАБОТА АВИАМЕХАНИКОМ С марта 2018 года Татьяна Кожевина поступила на работу в одну из крупнейших авиакомпаний мира, в цех периодического технического обслуживания, на должность авиамеханика. И переехала в Новосибирск. – Я – специалист по кабинному и салонному оборудованию, – поясняет Татьяна. – Вот как проходит мой типичный рабочий день. Утром я занимаюсь гардеробом – вместо платья надеваю комбинезон, туфли сменяют железные боты, на голову надеваю защитную кепку, а вместо дамской сумочки беру ящик с инструментами. Когда инженер даёт задание, поднимаюсь на борт самолёта. Одна из моих задач на сегодня – смена воздушных фильтров внутри салона самолёта. Для этого нужно иметь под рукой документацию, уметь пользоваться отвёрткой, иметь крепкие руки. Приходится и голову напрягать – все документы на английском языке, поскольку авиакомпания эксплуатирует зарубежные воздушные суда. Свой первый рабочий день Татьяна запомнила надолго. Инженер привёл её к опытному специалисту, чтобы она обучалась у него в качестве стажёра. – Позже я узнала, что ему не нравится, когда в обслуживании самолётов участвуют девушки, поскольку у авиакомпании уже был опыт работы с девушками, и этот опыт считался неудачным. Его первое замечание касалось длины ногтей. Он сказал: "Режь их под корень, так дело не пойдёт!" На следующий день я пришла к нему и показала ногти, которые я привела к надлежащему виду. В итоге мы сработались! Первое время парни воспринимали невысокую стройную брюнетку с пытливым взглядом как диковинку, но быстро к ней привыкли. Встречались и недоброжелатели, люди, которые не верили в её перспективы, сейчас их осталось немного. И Татьяна гордится этим. – Обычно, когда на такую работу берут девушку, возникает стереотип, что это некая мужеподобная мадам с кулаком как у Вина Дизеля. Но когда видят меня, удивляются. Правда, тут же возникает другая мысль: "Наверное, она просто подаёт инструменты!" Однако когда парни вплотную начинают со мной работать, все стереотипы рушатся. "Да она лучше некоторых парней!" – со временем начинают говорить даже такое. Когда слышу подобные слова, говорю себе: "Я – молодец! Я справляюсь! Я – на своём пути!"
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. предоставлено Татьяной Кожевиной., Другой Фото:
Часто с Татьяной на работе случаются различные курьёзные истории. Особенно когда она выполняет какую-нибудь тяжёлую работу, и за этим занятием её застаёт сотрудник, который впервые её видит. – Летом я работала на перроне, это редкость, обычно я всё делаю в ангаре, – вспоминает Татьяна. – Выполняла работу на "Боинге", и тут ко мне подходит оперативщик. Видит меня, присматривается, подходит ближе. Тянет руку. Потом уже узнала, какое у него было первое впечатление: "Смотрю, маленький парнишка с длинным хвостом шрауды (крепление, - Прим. ред) снимает. Ну, думаю, надо поздороваться с этим чудиком". Я обернулась, пожала ему ладонь и сказала: "Здравствуйте!" А он с ошарашенным видом ответил: "О, девочка...Привет!" Помолчав несколько секунд, добавил: "Впервые вижу, как девчонка шрауды снимает, во дела..." Иногда я сама задаюсь вопросом: "А не пытаюсь ли я что-то кому-то доказать?" Но ответ приходит сам, когда я вспоминаю, почему пришла на эту должность – из-за огромного желания работать с самолётами, участвовать в улучшении их работоспособности. То, что авиация – это "мое", говорит хотя бы тот факт, что я посвящаю своей работе стихи. Вдохновение приходит само собой, из самой глубины сердца, зачастую в процессе работы. Мои стихи наивны и чуточку нелепы, но в них чувствуется любовь к своему делу. Татьяна считает, что в современном мире словосочетание "работа для мужчин" звучит странно, поскольку многие девушки "давно стали самостоятельными". Она сама крайне редко просит, чтобы ей помогали на работе, даже если приходится делать что-то сложное. Поблажек себе Татьяна не делает. – Сколько девушек сейчас занимаются тяжёлым спортом, работают на станках и вообще могут постоять за себя? Много! И наоборот, сколько мужчин не могут поднять что-нибудь тяжелее 5 килограммов? Трудятся в бухгалтерии и ни разу не держали в руках шуруповёрт? Поэтому я считаю, что нет работы для мужчин или женщин, есть работа для души, та, что по силам нам всем! И да, у меня есть такое правило, я почти никогда не прошу кого-нибудь о помощи. Я очень самостоятельна. В основном прошу помочь, когда высверливаю винт, если по какой-то причине шляпка "не сносится". Порой мужчины сами подходят, предлагают помощь. Например, когда я несу тяжёлую коробку с компонентами из сервис-центра на борт. Не считаю это проблемой, ведь зачастую подобная помощь требуется и мужчинам. Подруги раньше любили подшучивать над Татьяной. Они считали, что со временем на "такой тяжёлой работе" от образа Дюймовочки с неплохими манерами ничего не останется. – Но спустя год я по-прежнему не матерюсь, не хожу на работе в курилку, а после работы предпочитаю быть "девочкой-девочкой". Как мне это удаётся? Просто я остаюсь собой. Мне не лень сделать макияж, выбрать красивое платье. Я обожаю обувь на каблуке, у меня много подруг. Я обычная девушка, просто со специфическим желанием – быть частью процесса технической эксплуатации летательных аппаратов. Человек должен заниматься тем, что ему нравится, даже если приходится надевать робу, ходить с испачканными руками, ногтями, которые скучают по маникюру, и находиться в мужском коллективе, где люди постоянно матерятся. МЕЧТА – СТАТЬ ИНЖЕНЕРОМ Сейчас Татьяна мечтает о карьерном росте – ей хочется стать инженером. Эта должность подразумевает, что она станет руководителем небольшого количества механиков. Цель эта амбициозная, но Татьяна верит, что вполне может добиться высот в этом ремесле. – Инженер – человек, который отвечает за качество выполнения работ на борту. Он организует график работы механиков, распределяет между ними обязанности. Чтобы стать инженером, помимо высшего образования, нужен минимальный стаж работы в роли механика. Обычно это три года, плюс необходимо заслужить уважение коллектива, которым предстоит руководить... Но хочу сказать, что инженер в материальной части – это не конечная точка моих мечтаний, я хотела бы со временем занять должность даже выше. К слову, Татьяна настолько погружена в авиационный мир, так хорошо в нём разбирается, что ещё будучи студенткой написала учебное пособие по безопасности полётов для студентов своей специальности. – Помимо работы на материальной части меня увлекает авиационное законодательство и инспекция в области безопасности полётов, – поясняет она. – Вот и решила создать пособие. Татьяна считает, что самолёт – это нечто прекрасное, то, что постоянно будоражит воображение. Она уверяет, что ни один человек, не авиационной специальности, даже не догадывается, из какого числа деталей сделан самолёт: – Кроме того, для обслуживания самолёта нужно огромное количество компонентов. А чтобы выпустить один борт в полёт, нужно отработать большой команде профессионалов. Кто-то отвечает за техническую часть, кто-то за полёт. Да даже чтобы поставить какой-нибудь компонент нужно чтобы как минимум отработала группа логистов. Когда во всё это вникаешь, становится понятно, почему цены на билеты такие высокие. Зато у корпоративных сотрудников есть скидочки! Я плачу лишь 15 процентов от стоимости билетов. Правда, это действует при одном условии – если есть свободные места на борту. Но пока мне всегда везло.
Авиамеханик из Новосибирска Татьяна Кожевина. предоставлено Татьяной Кожевиной., Другой Фото:
В свободное от работы время Татьяна увлекается чтением книг, пишет стихи и шьёт. Кроме того, она бегает полумарафонские дистанции и часто посещает тренажёрный зал. Но даже свободное время она в основном посвящает мыслям о работе, ведь у неё полно идей. А девушкам, которые по каким-то причинам не решаются выбрать себе профессию из-за стереотипов, она любит цитировать Конфуция: "Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни"
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА НИНЫ ПОЗНЯК В нашей стране гендерные стереотипы относительно профессий все ещё сильны. Женщины – это учителя, механики – мужчины. И вполне понятно, что выбирая себе такую "необычную" профессию, высока вероятность столкнуться с осуждением и обесцениванием со стороны коллег. Оставаться в профессии или выбрать более простой путь – личное дело каждого. Важно осознавать окружающую реальность и то, что изменить среду сложно, хотя, как показывает пример Татьяны, это вполне возможно. Если желание развиваться в выбранной профессии велико и человек готов ради этого противостоять трудностям, вперёд к мечте!
Свежие комментарии