Страницы летописи героических дней блокады Ленинграда были созданы через 33 года после окончания Великой Отечественной войны. Она стала одним из самых впечатляющих экспонатов Монумента защитникам Ленинграда.
В подземном Памятном зале на мраморной доске размещены имена Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трёх степеней, удостоенных этих наград в битве за Ленинград.
– Создатели музея делали упор на атмосферу, – рассказывает сотрудник музея Андрей Козлов. – Главным экспонатом стала Летопись героических дней блокады Ленинграда. Авторы сформировали художественный образ страниц календаря с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с ежедневной сменой текстов, посвящённых каждому из этих дней.
Страницы календаря возят на тележке
В Летописи 872 страницы. Все они сделаны из бронзы, на каждой странице золотыми буквами рассказывается о том, что происходило в стране и в городе в определённый день.
Каждый вечер страницы блокадного календаря меняют сотрудники музея. Бронзовые листы грузят на тележку и увозят в специальное помещение, а на их место устанавливают другие, которые рассказывают о том, что произошло на следующий день.
– Когда мы рассказываем, что все страницы сменные, многие посетители Памятного зала приходят в изумление, – говорит Андрей. – Экскурсоводы сдвигают страницы, чтобы продемонстрировать, как это работает. И все видят, как плотный тёмный металл приходит в движение.
Живая история блокады
У каждой страницы Летописи свой вес – от 18 до 25 килограммов. Это зависит от толщины металлической страницы и количества текста. Специально для них в отдельном помещении сделана массивная полка, пронумерованная по числам и годам.
По словам сотрудников музея, Летопись не реставрировалась. Работают с ней очень бережно. Текст каждой страницы состоит из трёх частей: первая часть текста посвящена ситуации на всех фронтах Великой Отечественной войны в определённый день, затем о том, что происходит на Ленинградском фронте, и третья часть посвящена непосредственно жизни города.
– Тексты готовили сотрудники Музея истории Ленинграда, – продолжает Андрей Козлов. – Летопись затрагивает живую историю блокады: на её страницах можно узнать и о премьерах в театрах, и о выставках, и о научной жизни, которая происходит в блокадном Ленинграде. И, конечно, Летопись рассказывает о жертвах. Одна из её страниц в январе 1942 года заканчивается словами: " В этот день умерло четыре тысячи человек".
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Помолчать и подумать
Страницы блокадной Летописи внешне напоминают могильные плиты с эпитафией.
– На титульной странице – букет из ромашек, незабудок и васильков, – говорит Андрей Козлов. – Но в отличие от катафалка, где в знак скорби цветы изображают с наклоном вниз, на бронзовой книге букет смотрит вверх. Это символизирует надежду и веру в нашу победу. И сам зал, и Летопись – это масштабная работа сотрудников музея, архитекторов, художников, – продолжает сотрудник музея. – Здесь никто не разговаривает громко. Многим просто хочется помолчать и подумать. Пожилые люди у Летописи делают земной поклон, крестятся. Кто-то встаёт на колени и целует обложку. Казалось бы, это только книга, рассказывающая о событиях, которые произошли в Ленинграде и стране с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Но для многих это памятник блокаде, которую пережили или они сами, или их близкие.
Специальные технологии для страниц
Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда" строился в несколько этапов. 9 мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне была торжественно открыта наземная часть монумента.
23 февраля 1978 года первые посетители вошли в подземный Памятный зал.
– Я пришла работать в этот музей в 1978 году, – рассказывает Татьяна Шмакова, директор особняка Румянцева – филиала Музея истории Санкт-Петербурга. – Через несколько лет к нам обратились ветераны войны, попросили увековечить названия воинских соединений, не указанных на монументе. Решили сделать ещё одну бронзовую книгу. Я знала, что Летопись героических дней блокады Ленинграда изготавливали на "Адмиралтейских верфях". Мы снова туда обратились. И я узнала, как делали те первые бронзовые страницы. Специалисты предприятия разработали специальную технологию, с помощью которой вытравливались тексты на пластинах. Технологи специально добивались такого эффекта, чтобы страницы были чёрными, а буквы золотыми. Монумент строился частично на государственные и на народные деньги. Знаю, что специалисты "Адмиралтейских верфей" делали блокадную летопись бесплатно. Низкий поклон им за это.
Свежие комментарии