Эпоха 70-х ожила в центре Москвы
В Москве на Тверской улице открылся первый в столице музей русского писателя и диссидента Александра Солженицына.
– Он не был прописан в этой квартире и мог беспрерывно тут находиться 72 часа, – рассказывает вдова писателя Наталия Дмитриевна. – Потом раздавался звонок, на пороге стоял милиционер: "Время истекло".
Александр Исаевич возвращался на дачу Корнея Чуковского в Переделкино.Травля Солженицына была в разгаре. В феврале 1974-го в этой прихожей его арестовали за измену Родине. О драме напоминает обувной ящик с гуталином и щётками. У него двойное дно: внутрь нобелевский лауреат прятал тайную переписку. С Нобелевкой, присуждённой писателю в 1970-м, связана отдельная история квартиры.
– В этой комнате мы убрали детские кроватки, поставили стол, чтобы принять 60 человек, приглашённых на вручение Александру Исаевичу премии, – продолжает Наталия Солженицына.
Рядом за стеклом – сама медаль, а также список гостей, составленный писателем. Под номером один там значится другой диссидент – физик Андрей Сахаров, перечень дополняют поэты Евтушенко и Окуджава, актёры Ефремов и Табаков...
Но церемония сорвалась: представителю Шведской академии наук, который должен был вручать премию, советское правительство отказало в визе.
Вскоре начался 20-летний период изгнания Солженицына. Квартиру сделали коммунальной, вплоть до начала 90-х в ней жили дворники, а потом размещался благотворительный фонд помощи бывшим заключённым.
Атмосферу лагерей передают личные вещи писателя: телогрейка, которую он носил в заключении в Экибастузе, крупные зэковские нашивки с именным номером Щ262, его лагерные блокнот и чётки.
– Квартира помнит и трагическое, и радостное, – отмечает Наталия Дмитриевна. – Наряду с Домом русского зарубежья это единственное место в Москве, тесно связанное с жизнью Солженицына.
Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы
Свежие комментарии