На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 036 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Все молодые петербуржцы ученые?Молодые петербурж...
  • Боцман
    Хватит копировать хорошие фильмы, Или ума не хватает создать хорошее своё ."Роль Штирлица сы...
  • Людмила
    а магазин шаговой доступности слабо открыть в СПБ !!!😡Александр Беглов ...

Чем амазонка русского авангарда Любовь Попова вдохновляла легендарных кутюрье

Любовь Попова была яркой кометой, пролетевшей над Землёй всего за несколько мгновений. За 35 лет жизни она оставила богатейшее наследие для мирового искусства.

– Невозможно вообразить, как один человек мог уместить в себе сколько талантов, столько гения, – рассказывает Мария Гадас, куратор музея. –  Эта выставка для нас – вызов – масштабная, 7 залов и первая с ней после 1989 года.

Чтобы рассказать о Любочке, как называл её Георгий Костаки, сохранивший большую часть коллекции, собраны её работы из многих музеев страны. 

Классика и насыщенные чёрный, зелёный, коричневый

Счастливое детство Люба проводила вместе с братьями и сёстрами в родительском имении в деревне Красновидово в Подмосковье. Семья была обеспеченной, отец владел несколькими суконными фабриками – поэтому дети получили прекрасное образование. Родители любили музыку и искусство. Юная художница изучала лучшие журналы по искусству, которые выписывал отец, и рисовала карандашом, а позже писала маслом природу, дома, мосты и жителей окрестных имений в академической живописи и неопримитивизма, использовав насыщенные тёмные цвета: чёрный, зелёный, коричневый. 

280 работ Поповой и её современников – Пикассо, Дерена, Малевича и других художников – предоставили для выставки 24 государственных музея, 10 частных коллекций и 4 фонда.

Путешествуя с родителями по Италии в 1910 году, Люба восхищалась работами итальянских мастеров, а по возвращении с подругой Людмилой Прудковской снимала в Москве студию, где писала портреты с натуры. 

Её художественный мир поменялся после поездки во Францию в 1912 году.

Любовь Попова. "Без названия", 1911 год.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

Кубизм и яркие красный, синий, белый

С подругой Надеждой Удальцовой Попова поехала в Париж, центр передовых открытий, учиться в одну из самых известных в то время академий "Ля Палетт", где преподавали кубизм лучшие мировые мастера.

– Здесь под влиянием французского искусства увлекается работами Сезана, Дерена и, впитывая их мастерство, создаёт свои первые кубические картины, работая над натурой скрупулёзно, – рассказывает Мария. – Уже в этих произведениях чувствуется характер Поповой – сложный, настойчивый. Можно сказать, что к себе она слишком строга: для одной работы сперва делает десятки эскизов. 

Кубизм Любовь Попова изучает в Париже у лучших в те времена художников.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

Попова влюбилась в творчество Врубеля, считая его предвестником кубизма в русском искусстве, и, помимо стиля, поменялись и цвета её работ: появились красные, синие и белые краски. Уже через год Попова увлеклась кубофутуризмом – она добавила в свои работы буквы, поменяла текстуру холста: использовала гипс, газету, обои. Её больше интересовала не натура, а, как и многих художников того времени, геометрическая объёмная форма и движение, олицетворявшие новый механизированный мир. Попова писала абстракции, где главными героями становились часы и скрипка. Экспериментируя с цветами и линиями, она создавала в работах пространство четвёртого измерения (так авангардисты называли время), в которое захватывался зритель, изучавший картину. 

Любовь Попова. Живописная архитектоника, 1919 год.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

"В работах Любови Поповой есть внутреннее сияние. Она проходила слоем краски через всю картину, а после писала иную форму другим цветом – так один цвет просвечивался через другой. Это многоэтапный процесс, который показывает, как у неё всё было продумано и сложно".

–  Андрей Сарабьянов, искусствовед

Живописная архитектоника и звенящие жёлтый, красный, оранжевый 

В 1918 году Любовь Попова вышла замуж за Бориса фон Эдинга, искусствоведа, исследователя русской архитектуры. У них были разные взгляды, но он её ценил и поддерживал. Вместе они путешествовали по глубинкам, изучая деревянное зодчество, и Попову увлёк мир архитектурных конструкций.

– Муж, с которым они прожили всего несколько лет, и архитектор Александр Веснин, друг юности, прививают Поповой любовь к архитектуре, – говорит Мария. 

В Самарканде с мужем Попова наслаждается архитектурой Средней Азии и национальными орнаментами.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

Очень важной для восприятия цвета для Поповой стала поездка с семьёй в Самарканд. Оттуда она привезла совершенно изумительные ярко-синие рисунки национальных узоров и после пришла к новому в живописи направлению, которое назвала "живописной архитектоникой". Она начала писать большие живописные работы, яркие, где много воздуха и света.

Жипописная архитектоника. Любовь Попова, 1918 год.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

 – На выставке зал с этими картинами для меня один из центральных. В них видно, насколько Любовь Попова – художник мощный, самостоятельный, абсолютно независимый и яркий. Отношения с архитекторами повлияли на её способность прекрасно выстраивать пространство на плоскости.

Архитектурные конструкции, искусство для народа

В 1920-х годах в художественном мире стала популярна идея производственного искусства, то есть искусства, которое должно служить массам. Любовь Попова расписывала плакатные обложки для различных изданий, а затем занималась разработкой костюмов для пьес и проектировала декорации, изменившие природу театральных постановок.

Эскизы костюмов Поповой к театральным постановкам.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

– Смелость Поповой восхищает. Зная, что Мейерхольд ставит неоднозначную пьесу "Великодушный рогоносец", она создаёт совершенно новаторские декорации: многоуровневую конструкцию, в которой детали движутся, а актёры весь спектакль играют внутри, – говорит Мария Гадас. – Эти декорации стали настоящей революцией, оставив бархат и исторические костюмы в прошлом. Это начало конструктивизма в театральном искусстве. В живописи Попова также ищет упрощения и уходит в "пространственно-силовые построения".

Эскиз декорации к спектаклю "Великодушный рогоносец" Мейхерхольда.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

В 1921 году Любовь Попова перестала заниматься живописью и посвятила себя производственному искусству. С Варварой Степановой она откликнулась на объявление в газете: на фабрику нужны художники по ткани. Идея создавать красивую одежду для рабочих женщин её полностью поглотила.

Любовь Попова. Пространственно-силовые построения, 1921 год.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

– Ни один художественный успех не представлял ей столь глубокого удовлетворения, как вид крестьянки или работницы, покупающей платье с её эскизами, – объясняет Мария. – Они потрясающие, разнообразные и очень современные даже для нашего времени. Предполагаю, что они вдохновляли Пита Мондриана, Виктора Лазаретти и других известных деятелей мира моды и искусства. 

Производственное искусство – последнее, чем занималась художница. Она ушла из жизни от скарлатины через два дня после смерти маленького сына. В эскизах для тканей и дизайне одежды для работниц советских заводов, возможно, она искала и нашла то движение, к которому всегда стремилась в своём творчестве.

Эскизы тканей для создания платьев, которые будут носить работницы заводов и крестьянки.

Еврейский музей и центр толерантности

Фото:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх