На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Metro новости

72 083 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Наседкин
    Доэксперементируют, не хватало нам заразы с америк.Муравьи из Южной ...
  • Дмитрий Гурин
    Живу в ж/д районе Ростова-на-Дону в частном секторе с детства. Сколько себя помню, ежи на участке, точнее ежиха, были...Почему лучше не т...
  • Игорь Петров
    ФСБ сообщило о за...

Комик должен быть интеллектуально подкован: как стать стендапером

Приходилось ли вам ловить себя на мысли: "У меня нет чувства юмора". Если ответ положительный, то спешим вас успокоить: шутить можно (и нужно) научиться. В преддверии 1 апреля Metro поговорило с экспертами, как это сделать. 

Преподаватель Московской Школы Стендапа и курса "Комедийный сюжет" актёр Виталий Щанников убеждён в том, что научиться шутить куда легче, чем играть на фортепиано, и чем-то напоминает обучение математике. Он поделился простыми лайфхаками, которые помогут прокачать этот навык.

Виталий Щанников на сцене.

Предоставлено школой БЭНД

Фото:

Развивайте ассоциативное мышление

Юмор – это всегда ассоциации. И, пытаясь придумать шутку, нужно задать себе вопрос: "А на что это ещё похоже? Что напоминает мне эта ситуация?" 

– Одна девушка долго носила очки, а потом решила перейти на линзы. Она сравнивала это с зависимостью. Мол, стала раздражительной, перестала узнавать друзей, всё время было плохое настроение. Однажды дома она попыталась найти заначку со старыми сломанными очками. Когда барышня рассказывала, то это вызывало смех. Она нашла вот такую метафору, смешную ассоциацию, – приводит пример Виталий.  

Практикуйтесь

Перед тем как выдать шутку, её нужно обкатать. Так, стендап – это жанр, существующий на стыке писательского и исполнительского мастерства. 

– Сначала мы что-то написали, а потом выходим и выступаем с этим. Далее смотрим реакцию зрителей, исправляем написанное и снова выступаем. Пошутил – что-то не очень посмеялись. Значит, надо ещё как-то дошутить, дописать, додумать. Пошли проверили ещё раз. Уже лучше. А если места словами поменять, станет вообще идеально. Обкатываешь свой материал, он становится с каждым разом всё смешнее и смешнее. Уходят лишние слова, появляются нужные, – рассказывает актёр. 

Перед тем как выдать шутку, её нужно обкатать.

Предоставлено школой БЭНД

Фото:

Подсматривайте

В своей работе юмористы часто пользуются "Гуглом". Комик должен быть интеллектуально подкован. Многое решает знание новостного поля и понимание происходящего в мире. 

– Юмор всегда работает со стереотипами. Иногда ты вползаешь в какую-то тему и думаешь: "А что там интересного? Что у всех на слуху?" Это могут быть какие-то простые вещи, особенно когда речь идёт о сравнении. Например, когда мы приводим в пример медицину или хирургию, нужно понимать, о чём говоришь, – делится Виталий Щанников. – Иногда не хватает смешного слова, и ты прям ищешь его. Недавно я гуглил "весна на древнерусском". Мне нужно было что-то забавное – типа "ярило". И я смотрел, какие существуют слова, потому что мне в шутке нужно было интересное сравнение со славянами. 

Учитывайте целевую аудиторию

Тут за примером далеко ходить не надо. Ваша бабушка замирает у телевизора при виде Петросяна и плюется от Павла Воли. Очевидно, чья она целевая аудитория. 

– Есть шутки универсальные, но так получается не всегда. Иногда твоя тема может не совпадать со зрителями, – объясняет стендапер. – Приходишь на открытый микрофон, смотришь и думаешь: "Так-так, надо пересобрать моё выступление и не начинать с шутки про член, потому что, кажется, это не зайдёт здесь". Из двух тем – "Как снять проститутку" и "Как снять квартиру" – заходит больше вторая, потому что это более узнаваемая всеми ситуация. 

Есть шутки универсальные, но иногда тема может не совпадать со зрителями.

Предоставлено школой БЭНД

Фото:

Атакуйте

Оказывается, в юморе всегда есть пострадавшая сторона. И начинающему комику нужно выбрать предмет атаки. 

– Придумывать шутку так, чтобы никого не обидеть, – это дорога в никуда. Усидеть на двух стульях не получится, это будет недошутка. В юморе, если ты атакуешь себя, – это самоирония. Если высмеиваешь какие-то группы людей – это комедия наблюдений. Если высмеиваешь кого-то в зале – это работа с аудиторией.

Не материтесь

Грош цена вашей шутке, если без крепкого словца над ней не смеются. 

– Можно шутить так, чтобы это не было пошло. Потому что мат – это всегда лёгкий способ заполучить смех. Если шутка сработает и без него, значит, это хорошая шутка. А если нецензурное слово уберёшь и шутка перестанет работать, значит, она ни о чём. Очень часто люди смеются просто потому, что ты в микрофон громко, на весь зал сказал слово на букву "б".

Мат – это всегда лёгкий способ заполучить смех.

Предоставлено школой БЭНД

Фото:

Будьте искренними

Есть утверждение, что стендап – это боль. Но только уже отрефлексированная, над которой можешь спокойно смеяться. И чем болезненнее этот опыт, тем он смешнее. И лучше всего в шутках заходит опыт реальный. 

– Самый смешной кейс, который у нас был, это девушка, рассказавшая, как от неё муж ушёл к стриптизёрше. Тут публика уже на её стороне, ей сочувствуют. Она в этом материале, конечно же, высмеивала мужа и стриптизёршу. И люди охотно смеялись, потому что эти два предмета атаки были очень законны.

Андрей Ковылкин, теоретик литературы, программный директор школ БЭНД.

Предоставлено школой БЭНД

Фото:

Андрей Ковылкин, кандидат филологических наук, теоретик литературы, программный директор школ БЭНД, рассказал, можно ли научиться шутить. 

– Однозначно можно. У нас в школе проходит онлайн-марафон, и выпускники потом успешно выступают на сцене. Самый простой совет, который я могу дать тем, кто хочет научиться чувству юмора: анализировать шутки, которые нравятся. Многие из нас это делают интуитивно. Например, человек обожает какого-то стендапера и невольно начинает ему подражать. Но если вы хотите идти в профессиональную сферу, писать комедийные тексты либо выступать на шоу, то здесь уже нужно знать теорию. У нас, по сути, каждый мастер-класс построен таким образом, что педагоги разбирают своё либо чужое творчество, показывают, по какому алгоритму сделаны те или иные работы. Здесь работают несколько вещей. С одной стороны – вдохновение, а с другой – понимание механизма, – говорит Андрей. – На самом деле для многих это ещё определённая терапия. Потому что комедия – это пересказ с юмором достаточно сложных, а порой даже драматических вещей. Когда вы смотрите на свою жизнь, будни и опыт через призму лёгкого отношения и с юмором, то вы разрешаете многие проблемы. Только делаете это не через психоанализ, а через лёгкий, юмористический, интеллектуальный подход. 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх