Ровно 80 лет назад, в ночь с 1 на 2 июня 1945 годы, скульптурная группа "Укрощение коня" вернулась на свое место после ее укрытия во время Великой Отечественной войны, с августа 1942 года бронзовые кони и укротители были закопаны во дворе Аничков дворца. В городе возвращение скульптур воспринималось, как финальная точка войны.
Между Невским и Фонтанкой
Реставраторы принялись за работу на рассвете. Каждую скульптуру сначала покрыли пенным моющим средством, а после смыли его мощной струей воды.
"Памятник находится на главной магистрали города, естественно, копоть и грязь оседают на поверхности, – рассказывает заведующий службой по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры Павел Голубков. - У этих скульптур множество мелких деталей и неровностей, например, грива и хвост у коней. Все это надо прочистить и промыть, работа достаточно сложная. Кроме главного городского проспекта, рядом – река Фонтанка. Повышенная влажность отражается на оболочке памятника, так называемой патине."
Алена Бобрович, "Metro"
Фото:
По словам реставраторов, птицы к коням и их укротителям достаточно равнодушны.
"Я сегодня увидел на поверхности гривы одного из коней гуано (разложившийся помет морских птиц – Прим. Ред.), видимо, одна чайка все-таки присела, – продолжает Павел. – К счастью, загрязнение удалось отмыть с помощью нашей установки."
Возвращение к мирной жизни
В самом начале Великой Отечественной войны было принято решение снять скульптуры с постаментов и закопать в саду Дворца пионеров (Аничковом дворце - (Прим.
Ред.). Осенью 1941 года из-за рано наступивших морозов удалось укрыть в земле только одну скульптуру. Полностью работы были завершены только к августу 1942 года.Весной 1945 года начались работы по возвращению скульптур на мост: были открыты четыре котлована, разобраны деревянные защитные ящики, бронзовые скульптуры очистили от защитного состава, которым они были покрыты.
"Лишь в ночь с 1 на 2 июня победного 1945 года статуи заняли свои места на постаментах, – комментирует Надежда Николаевна Ефремова, старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры. - Тысячи горожан в белую июньскую ночь наблюдали за установкой скульптур, стоя на тротуарах Невского проспекта, в окнах, на балконах и крышах домов. "Кони Клодта" стали вестниками Победы, залогом возвращения к мирной жизни".
Алена Бобрович, "Metro"
Фото:
Статуи отправились в Берлин и Неаполь
Конные группы Аничкова моста – одни из самых популярных скульптур Санкт-Петербурга. Создавались они долгих 17 лет.
В 1833 году Петр Карлович Клодт создал гипсовые модели и презентовал их на академической выставке. В октябре 1836 года первая конная группа была выполнена в гипсе и в натуральную величину. Она была готова для перевода в бронзу, но смерть лучшего литейщика Василия Якимова приостановила работы на долгое время. Только в январе 1839 года Клодт самостоятельно провёл отливку скульптурной группы. Через два года была отлита вторая композиция.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста, который перестроили и расширили. На западном устое моста стояли две бронзовые скульптуры, на восточном – тонированные копии из гипса.
Спустя год Клодт перевёл копии в бронзу, но они были отправлены в Берлин, в дар прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. После этого скульптор сделал новые отливки, которые установили 9 октября 1843 года. В апреле 1846 их сняли с постаментов и отправили в Неаполь, королю Фердинанду II.
И снова Клодту предстояла отливка двух групп, которые на этот раз были не копиями уже существующих, а оригинальными по композиции, объединенными общим сюжетом – "укрощение коня человеком". Третья группа была готова в 1849 году, последняя – в 1850 году.
Свежие комментарии