Сегодня на полках магазинов появляется всё больше классических произведений мировой литературы с непривычными обложками – яркими, напоминающими иллюстрации западных комиксов и японской манги. В частности, издательства успели осовременить Пушкина, Тургенева, Стендаля, Лондона и даже Достоевского. Теперь герои "Записок из подполья" и "Идиота" выглядят так, словно только что сошли с плакатов супергеройского кино.
Разумеется, параллельно те же произведения выходят в более консервативном варианте – с тиснением и узорами, которые апеллируют к оформлению советских времен и ранних постсоветских. Metro узнало у издателя, насколько новый подход оправдан и находит отклик у подрастающего поколения.Поколение Тиктока выбирает
Основная причина поиска новых форматов оформления очевидна: это дети, которые растут в иных культурных условиях. Прежде всего, зумеры (год рождения – начиная с 2000-го) и альфа (с 2011-го). У них совершенно другие визуальные предпочтения и вкусы, а также уже сформировавшиеся привычки, напрямую влияющие на потребление любого контента.
"Идиот" Достоевского
МИФ, Предоставлено организаторами
Фото:
– Они с детства смотрели аниме и современные мультфильмы, читали комиксы и мангу, считывали рекламу в социальных сетях, играли в видеоигры, – рассказали Metro в издательстве МИФ. – Для этих читателей книга становится не только источником знаний или захватывающих историй, но и арт-объектом. Поэтому качественное и красивое оформление выходит на первый план – наряду с содержанием книги. Читатели присылают нам фотографии, коллекционируют книги, собирая целую домашнюю библиотеку, покупают их своим детям.
Следующий этап – ещё большая ориентация на визуальную составляющую. Сегодня помимо ярких обложек на классических текстах предлагается и иллюстрированная классика, то есть подарочные издания, в которых текст сопровождается красочными иллюстрациями, таким образом оживляя историю.
"Идиот" Достоевского
МИФ, Предоставлено организаторами
Фото:
По словам представителей издательства, о том, что такой подход в принципе по нраву детям и подросткам, говорят цифры: стартовые тиражи книг составляют 7–10 тысяч экземпляров.
Обложка должна вызывать эмоции
Новая обложка, апеллирующая к яркому визуалу, прежде всего базируется на понимании атмосферы конкретной книги.
"Ревизор" Гоголя
МИФ, Предоставлено организаторами
Фото:
– Например, для сборника готических рассказов подойдёт что-то мистическое, для любовной истории – романтичное, для эпоса – величественное, – рассказывают в издательстве МИФ. – Важно, чтобы визуальное оформление совпадало с самим произведением, поэтому мы учитываем не только навыки, но и авторский стиль иллюстратора. Когда художник работает с произведением, которое находит у него отклик, получается создать не только технически правильную иллюстрацию, но и ту, которая вызывает эмоции, притягивает взгляд. Поэтому так ценна работа с иллюстраторами: они создают уникальные и живые обложки, через которые могут предложить свое видение произведений – и таким образом будто заново знакомят читателей с историями.
Иллюстраторы работают в разных стилях, имеют отличный друг от друга бэкграунд и опираются на совершенно разные традиции. У кого-то можно найти отсылки к импрессионизму или модерну, у других – к конкретным классическим художникам.
"Ревизор" Гоголя
МИФ, Предоставлено организаторами
Фото:
Дальше – больше
Так или иначе количество подобных изданий будет расти, предполагают издатели. Один из последних трендов – классика в формате графических романов, где уже буквы – дополнение к иллюстрациям, которые выстраиваются в классический комикс. Сегодня в таком виде можно купить "Дон Кихота", "Собор Парижской Богоматери", "Робинзона Крузо", "Остров сокровищ" и даже истории из жизни Анны Ахматовой.
Графический роман "Дон Кихот"
ЭКСМО, Предоставлено организаторами
Фото:
В любом случае отход от скучных и чопорных обложек – общий тренд. Даже если издатели не прибегают к совсем уже современныму формату, они стараются сделать оформление запоминающимся и ярким, а также приятным на ощупь, чтобы привлечь покупателей. Оранжевый Сэлинджер с "Над пропастью во ржи" и розовая Харрис с "Ежевичным вином" – не будущее, а настоящее.
Свежие комментарии