В преддверии Дня российского студенчества Metro предложило новосибирцам с высоты прожитых лет оценить, что дало им высшее образование, а заодно немного поностальгировать – вспомнить, какими студентами они были. В опросе участвовали выпускники и выпускницы сибирских вузов в возрасте от 22 до 62 лет.
Самые тёплые воспоминания большинство из них связывает с проживанием в студенческой "общаге", участием в КВН, фестивалями и концертами.
Реже – с самим учебным процессом. Тем не менее такие есть:– Помню, как в огромной поточной аудитории из восьми групп мы солнечными зайчиками играли в догонялки на доске. Препод серьёзно читает лекцию, а сзади штук 50 зайчиков вытворяют нечто психоделическое. Когда лектор оборачивается, зай-чики тут же "перепрыгивают" с доски на его спину и затылок, – рассказывает выпускник НГТУ Павел Ванчагов.
Студенческие традиции респонденты называли разные, но чаще всего говорили о посвящении. Однако если технари посвящали новобранцев с помощью "кадила массового действия" (генератор импульсных токов направляли на ёмкость с водой, а новоиспечённых магистрантов ставили перед установкой – в результате ёмкость разрывало и все вокруг были мокрые), то посвящение у гуманитариев было похоже скорее на спиритический сеанс:
– Мы шли в ближайшую общагу, закрывались в одной из комнат и зажигали свечи. На глазах у впечатлительных перваков обращались к духам прошлого, а те, конечно же, отзывались (откуда-нибудь из-под кровати). Одну доверчивую девочку таким образом до слёз довели, потом долго извинялись, – признаётся Екатерина Тирская, выпускница журфака ИГУ.
Учебные принадлежности – их количество, по результатам опроса, зависит от специальности и половой принадлежности студента.
– У меня с собой было по меньшей мере две сумки: для ноутбука, для планшета размером со слона, а ведь где-то ещё надо было носить инструменты для рисования, – вспоминает Яна Смирнова, выпускница НГАХА.
В то же время молодые люди предпочитали ходить в институт налегке. Многие из них не брали даже сумку – одна тетрадь по всем предметам прекрасно помещается под резинкой штанов, а ручку всегда можно "стрельнуть" у ответственной одногруппницы.
Отношение к здоровью по окончании вуза у многих переменилось кардинально. Так, студентка СибУПК Анна Грицай поняла, что 1 хот-дог и 4 часа сна – это ещё не всё, что нужно для полного счастья. Другие опрошенные также отмечают, что после института стали больше спать и лучше питаться. Многие завязали с вредными привычками.
Практическая ценность диплома у старшего поколения сомнений не вызывала:
– В 1974 году поступить было нелегко (в "торговом" конкурс был семь человек на место), но кто поступал, обязательно потом работали по специальности, – вспоминает Екатерина Фокина.
Сегодня всё иначе: выбор так велик, что не всем удаётся попасть в точку с первого раза. Однако ребята не отчаиваются – наличие платной альтернативы они рассматривают как возможность начать всё с чистого листа.
Их вспоминают добрым словом
У нас в универе был сильный преподавательский состав, и, встречаясь с одногруппниками, мы в той или иной мере вспоминаем о каждом. Особо я бы выделил Ибрагимова Романа Захировича. Он умел не только развить у студентов интерес к своему предмету, но и поддержать его. Андрей Фещенко, СибГУТИ, 25 лет
Сегодня мне очень не хватает занятий по психологии, которые вела у нас Балабанова Вероника Александровна. С нами – тогда ещё наивными перваками – она говорила как со взрослыми, с людьми, чьё мнение заслуживает внимания и уважения. Анна Грицай, 23 года, СибУПК
По-настоящему полюбил специальность только после пар Ларисы Анатольевны Кондауровой. Она умела найти подход к каждому, даже не самому мотивированному студенту. Лично я учиться хотел, и она это видела, поэтому в ответ на мой запрос предоставила материал сверх того, что написано в учебнике. Евгений Маевский, 22 года, СГУПС
До сих пор вспоминаю преподавателя сопромата, Вячеслава Михайловича Абраменко. Он воспитывал в нас внимательность и ответственность, иногда жёсткими мерами: не пускал на занятия, замахивался табуретками. Однажды, работая на стройке, я засомневался в прочности балок. Ночью пересчитал – не выдержат. Забил тревогу, и проектировщики нашли ошибку. Получается, благодаря Абраменко людей спас. Дмитрий Казаринов, 52 года, СГУПС
У меня два фаворита: Захарова Александра Владимировна и Воробьёва Татьяна Александровна. Люблю их и уважаю. Все 4 года они поддерживали меня словом и делом. А главное, только тогда, когда это действительно было нужно. Удивительно даже, как они всё чувствуют. Саманта Хайбуллина, 23 года, НГТУ
Свежие комментарии