Metro новости

72 548 подписчиков

Свежие комментарии

  • Turanosaurus Rex
    Мразь и подонок монгерхерРэпер Моргенштерн...
  • Konstantin Петров
    Мы не медлим с вакцинацией, а как и Путин, советуемся с врачами.Владимир Путин уд...
  • Серж Южанин
    Какую, блин, психиатрическую помощь? Спустить старым солдатским ремнем шкуру с задницы и солью посыпать! А тазик с во...Шестикласснику, с...

Елена Шмелёва: "Каждый ребёнок талантлив"

Елена Шмелёва: "Каждый ребёнок талантлив"

Елена Шмелёва ответила на вопросы колумниста Metro, генерального директора телеканала "Санкт-Петербург" Александра Малькевича и главного редактора газеты "Петербургский дневник" Кирилла Смирнова.

- Елена Владимировна, в 2015 году в Сочи открылся Образовательный центр "Сириус". Для чего он был создан, кто и как может в него попасть?

- Образовательный центр "Сириус" был открыт в 2015 году на объектах зимней Олимпиады – 2014, чтобы использовать и развивать это наследие в интересах детей и педагогов всей страны. Такое решение принял Президент России Владимир Владимирович Путин, который стал председателем попечительского совета Центра. Именно Владимир Владимирович предложил название "Сириус" – по имени самой яркой звезды на небе.

Центр занимается выявлением и поддержкой талантливых детей и молодежи. Ежемесячно сюда приезжают около 800 школьников от 10 до 17 лет из всех регионов России. За шесть лет обучение по трем направлениям – наука, искусство и спорт – прошли 45 тысяч ребят. Более миллиона детей и взрослых участвуют в дистанционных образовательных программах "Сириуса".

Обучение, пребывание и проезд детей из любой точки нашей страны бесплатны. Мы продолжаем работать в пандемию. Программы проходят со всеми мерами предосторожности.

Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность пройти отбор (который в нашем случае всегда совмещен с обучением) и приехать в Центр.

Каждая программа длится 24 дня. Со школьниками занимаются ведущие педагоги и тренеры спортивных (хоккей, фигурное катание, шахматы), физико-математических, химико-биологических школ, выдающиеся деятели искусства: академической музыки, классического балета, живописи, скульптуры. Их методики помогают достигать результатов – прежде всего, развивать и вдохновлять, дать возможность максимально погрузиться в предмет, который сейчас его уже очень интересует, – к нам приезжают самые целеустремленные школьники России. Им "Сириус" помогает найти наставника из высшей школы, академического института или действующего предприятия. Именно они помогут определиться с будущей профессией, задуматься, как каждому из ребят – с учетом их склонностей и проявленных талантов – стать полезным в решении задач своего поселка, города, региона, всей страны. Ведь глобальная цель и "Сириуса", и государства – улучшение жизни людей.

- Отслеживаете ли вы в дальнейшем судьбу своих выпускников? - Почти 20% ребят приезжают в Центр по несколько раз. Вокруг "Сириуса" формируется товарищество выпускников. Это ребята, которые уже после выпуска добились профессиональных результатов следующего уровня – стали победителями и призерами очень значимых всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований. Конечно, это выпускники не только и не столько "Сириуса", это выпускники своих педагогов, тренеров, ведущих региональных педагогических и профессиональных школ. Благодаря "Сириусу" многие школьники становятся частью этих ведущих профессиональных коллективов – у нас сложилась практика, что самые успешные выпускники "Сириуса" приезжают сюда преподавать в качестве ассистентов научных руководителей образовательных программ.

Кроме того, после очных программ ребята включаются в систему дальнейшего дистанционного сопровождения. Ведущие педагоги из регионов продолжают индивидуально заниматься с каждым на платформе "Сириус.Курсы" – в удобном темпе, предлагают все новые, более сложные задачи и сразу же разбирают решения. Дети не теряются, фактически они остаются в "Сириусе", находясь у себя дома. Проходят отбор и приезжают снова, в том числе и как молодые педагоги, наставники. Такое сопровождение может длиться несколько лет, до окончания школы.

Поэтому "Сириус" нельзя окончить, как, например, школу или университет. Формат подразумевает постоянное обучение, развитие, совершенствование своих знаний и навыков.

- Когда мы говорим о поиске талантливых или одарённых детей в спорте, допустим, то всё понятно о критериях отбора. Скорость, выносливость и так далее. Как ведётся поиск талантливых математиков, физиков? Каковы параметры? Где их искать?

- Где их искать? В российских семьях. Для кого-то, возможно, то, что я скажу, прозвучит своего рода открытием, но талантливого математика, физика, химика каждый родитель может открыть в своем ребенке.

В уставе "Сириуса" написано, что цель его работы – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, которые "проявили выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве". 

Поэтому дети попадают в Центр только благодаря своим знаниям и стараниям независимо от достатка семьи, места жительства, социального статуса родителей. Это принцип всеобщего и справедливого доступа к образованию. Каждый ребенок в чем-то талантлив – надо разглядеть его талант. Наши дистанционные учебно-отборочные курсы позволяют детям начать учиться, успешно освоить модули и одновременно, благодаря показанным результатам, пройти отбор в Центр. На учебно-отборочных курсах можно с нуля начать изучать предмет, например, программирование, пройти в "Сириус" и через некоторое время – на заключительный этап Всероссийской олимпиады, потом попасть в национальную сборную и поехать на международную олимпиаду.

Если же говорить об организационной части, то образовательные программы проходят в соответствии с заранее составленным календарем. Его утверждает экспертный совет каждого направления. Найти календарь можно на сайте Образовательного центра, где регулярно публикуется информация о старте и результатах отбора.

Критерии отбора разрабатывает экспертный совет вместе с руководителями программ. Чтобы пройти на программу, не обязательно иметь высокие достижения. Иногда достаточно продемонстрировать большое желание.

Елена Шмелёва и президент РФ Владимир Путин во время посещения Образовательного центра "Сириус".

Алексей Дружинин | ТАСС

Фото:

- Какова роль родителей? Ведь все уверены, что их ребёнок талант. В том же спорте они часто мешают, пытаются давить на тренера.

- Роль родителей в том, чтобы верить в своего ребенка и любить его. Я считаю, что каждый ребенок талантлив. И система образования может помочь любым маме и папе в этом убедиться, даже если какие-то сомнения еще остаются. Соединение возможностей с их доступностью и наличие заинтересованного педагога – это как раз то, что помогает таланту раскрыться, состояться.

- Елена Владимировна, вы родом из Санкт-Петербурга. Как оцениваете работу с талантливой молодежью в родном городе?

- В Санкт-Петербурге есть педагоги высочайшего уровня во всех областях науки, спорта и искусства, многие из них преподают на программах "Сириуса". Система дополнительного образования и развития таланта в городе складывалась годами, и многих выпускников этой системы мы с вами хорошо знаем: (перечислить известных людей?) Станислав Смирнов, Григорий Перельман, Юрий Матиясевич. В этом смысле роль регионального центра, создаваемого по модели "Сириуса", в Петербурге особая: помочь координировать ведущие организации города, школы и вузы, консерватории и музеи, спортивные клубы и федерации, чтобы способствовать развитию всей системы. За счет совместной работы должен появиться новый синергетический эффект, которого не получится достигнуть, если все организации будут действовать отдельно.

На мой взгляд, "Академия талантов" (так этот центр называется) весьма успешно идет по этому пути вместе с ведущими организациями, такими как Президентский физматлицей №239, ИТМО, СПбГУ, организовывает новые программы, используя свою инфраструктуру и привлекая ведущих педагогов города и страны, координирует ключевые мероприятия: Всероссийскую олимпиаду школьников, Всероссийский конкурс "Большие вызовы". Конечно, для дальнейшего развития, привлечения сильных технологических партнеров, усиления взаимодействия с ведущими организациями в сфере искусства и спорта региональному центру нужно активное участие высшего руководства. Считаю, что это одна из ключевых точек роста "Академии талантов" в ближайшие годы.

- Недавно вы сказали, что драйвером развития образования в регионах должны стать крупный бизнес и градообразующие предприятия. По вашему мнению, это не только повысило бы уровень подготовки детей, но и гарантировало бы им востребованную специальность. Это возврат к профориентационным укладам советской школы?

- Я считаю, что образование, развитие и реализация каждого ребенка – основа национальной экономики. Экономика полностью должна быть направлена на повышение качества жизни каждого человека через достижение национальных целей, сформулированных в стратегии научно-технологического развития РФ, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.

Мы не должны ставить ребенка в условия, когда он в течение обучения в школе, колледже, вузе вынужден постоянно сомневаться в выборе профессии, менять специализацию. Соответственно, система образования не должна работать вхолостую и выпускать специалистов, которые оказываются не нужны. Это сильнейший стресс, когда выпускник, получив диплом, попадает в ситуацию, где его знания и навыки не востребованны. Ежегодно мы так теряем очень много амбициозных и талантливых специалистов. Они теряют не только квалификацию, но и ощущение своего места в жизни. Человек чувствует, что его обманули.

Речь не идет о возврате к советской системе профориентации, хотя у нее были свои сильные стороны. Мы говорим о том, что необходимо начинать выстраивать обучение, совмещающее глубокое изучение предмета и практики, с ним связанной, еще с детского сада, учитывая в образовательных программах – по мере роста каждого школьника, учащегося, студента – перспективные потребности экономики регионов в специалистах и принципиально важных для них навыках. Сегодня в каждом субъекте страны очевидный дисбаланс: остро не хватает профессионалов, необходимых для развития критических технологий каждого из них.  

Экономика зависит в первую очередь от кадров, от людей и их отношения к труду. Иными словами – от системы воспитания, образования, профессионального становления и дальнейшего повышения квалификации. Только активные, профессиональные, ответственные и справедливые граждане смогут обеспечить устойчивое развитие экономики России в целом в условиях глобальной конкуренции.

- Вы выступаете за снижение бюрократических условностей в школе. То есть существует проблема, что учителя, например, вынуждены больше заниматься бюрократией, а не учить детей? Как вы в "Сириусе" решили эту проблему и можно ли ее распространить на всю Россию?

- Это действительно так. И это никакой не секрет: сегодня российский учитель больше отчитывается, чем учит и воспитывает. Достоинство педагога подменено надуманными "показателями эффективности", уважение к профессии – документооборотом.

"Сириус" уже системно влияет на российское образование – продемонстрировал, создав новую образовательную среду, насколько эффективны методики, основанные на опыте самых сильных педагогических и профессиональных российских школ. Эти подходы позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса, учитывать изменения в экономике и технологиях, способах коммуникации и совместной деятельности, использовать индивидуальные подходы и программы для каждого ребенка. Очень важный момент: "Сириус" стал центром притяжения всех талантливых и неравнодушных профессионалов в области общего, дополнительного и профессионального образования со всей страны. Ведь все наработки и методики "Сириуса" – это результат совместного труда педагогов-новаторов, ученых, инженеров и специалистов организаций – партнеров "Сириуса", тренеров, музыкантов, артистов, композиторов и руководителей ведущих российских образовательных организаций.

Методики этих педагогов сегодня активно транслируются "Сириусом" и в массовую общеобразовательную школу, ведущие центры дополнительного образования – через развитие региональных центров, работающих по модели "Сириуса", а также повышение квалификации школьных педагогов и руководителей образовательных организаций. "Сириус" благодаря воле и беспрецедентному решению президента о передаче нам бывших олимпийских объектов стал площадкой, которая позволила объединить и расширить необходимую "критическую массу" заинтересованных в преобразованиях учителей, экспертов, организаций. Только так можно развивать и обновлять систему российского образования в заданной президентом логике.

Сейчас мы собираем предложения в Народную программу "Единой России", которые дополнят разработки "Сириуса" и станут основой для будущих изменений в системе образования. Будем стремиться снизить эту бюрократическую нагрузку, когда идет отчетность ради отчетности или ради того, чтобы школа собрала весь необходимый комплект документов руками учителей.

- Ваш Центр занимается разработкой программ для будущего, для новой, инновационной системы образования, в которой главный элемент – это учителя и наставники. Как планируется усилить поддержку педагогов?

- В целом же образование и школа всегда должны соответствовать социально-экономическим задачам, решение которых позволит России обеспечить свою глобальную конкурентоспособность, устойчивое развитие, повысить качество жизни россиян. Образование – это база, фундамент для воспитания, формирования личности, раскрытия потенциала каждого для индивидуальных и желаемых социальных лифтов, равно доступных для каждого члена общества. Для этого – с учетом практического опыта "Сириуса", выдающихся результатов его выпускников и педагогов – необходимо учитывать следующее. 

Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в научении, а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка, создании единой развивающей среды. Общее школьное образование должно быть объединено с системой дополнительного образования. Нельзя оставлять так, как есть, когда на уроках "сиди и учи", а все интересное – это "так, развлечение в кружках, если хочешь". Процесс должен быть единым, когда практические и интересные задачи "в кружках" становятся эффективной мотивацией для изучения школьных предметов. И наоборот, когда школьные знания являются основой для решения практических задач.

Во-вторых, такая система требует существенной корректировки логики нашего взаимодействия – необходимо согласованное участие всех заинтересованных сторон: федеральных, региональных, муниципальных властей, образовательных организаций всех уровней – общего, профессионального, дополнительного образования, исследовательских институтов, предприятий реального сектора. Только так можно выстроить принципиально новую межведомственную и междисциплинарную образовательную среду, воспитывающую, формирующую молодых профессионалов, ответственных за развитие своего региона и России в целом граждан. Сейчас такие межведомственные взаимодействия крайне зарегулированы и тяжелы. А совместные проекты по развитию ребенка если и получаются, то в основном за счет энтузиазма конкретных участников и вопреки, а не благодаря действующим нормам и правилам. 

В-третьих, эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой моделей. Развитие образовательных систем – это общая задача для государства, науки, бизнеса, всего общества. Без этого у ребенка не будет возможности выбора траектории своего социального и личностного роста на всех уровнях образования. Для этого нужно выявлять, поддерживать, развивать и лучшие педагогические практики, и практики управления в системе муниципального образования. Школе необходимы талантливые администраторы, создающие новую среду и использующие новые технологии для снижения бремени и повышения качества и доступности для каждого ребенка обучения у сильных педагогов.

- Многие родители, отдавая ребенка в школу, забывают о том, что учеба и воспитание – это разные вещи. Педагог – не воспитатель, но как тогда говорить о системе индивидуального подхода к обучающимся, как сформировать для ребенка индивидуальную траекторию развития и кто этим должен заниматься? Родители или педагоги?  

- Индивидуальный подход не означает, что нужно приставить к каждому ребенку одного преподавателя. Но настоящий педагог – не просто воспитатель, он наставник для ребенка. И сама образовательная среда, созданная такими наставниками, в высшей степени может выполнять воспитательную функцию – вдохновлять, развивать, поддерживать стремление применить свои знания на пользу своей стране, всему миру, каждому из нас. В "Сириусе" воспитание идет через обучение, проектную деятельность, через личное общение с яркими и талантливыми людьми – профессионалами своего дела, через культуру совместного творчества школьников и студентов. Именно такую модель нужно внедрять в регионах, когда любовь к Родине, передача культурного кода происходят за счет реальной созидательной деятельности  каждого.

- Вопрос профессионального выгорания учителей стал ли острее? Какую тенденцию вы замечаете сегодня?

- Все проблемы профессионального выгорания педагогов являются следствием превращения их в чиновников. Учитель, который имеет возможности реализовать свое призвание, никогда не выгорит, наоборот, он зажжет сотни новых звездочек. Поэтому правильно считать достижением, когда ребенок получил диплом, трудоустроился, когда он сделал вклад в развитие общества, и учитель должен быть признан наставником по отношению к молодым педагогам. И, повторюсь, должен быть освобожден от этого бюрократизма, который не соединим с задачами по воспитанию и развитию детей.

- Каким вы видите центр "Сириус" через 10 лет? Какие есть у Вас планы по дальнейшей профессиональной поддержке одаренных детей?

- "Сириус" продолжит свою деятельность, но я бы предпочла говорить о том, какой школа будет через 10 лет. Сейчас никто не может сказать об этом наверняка. Но важно понимать главную цель для национальной системы образования: обеспечить личную конкурентоспособность каждого гражданина, позволить каждому максимально реализовать себя, свою мечту, быть счастливым.

"Сириус" стал динамичной уникальной профессиональной средой (домом хочется сказать) для тех, кто в ближайшие годы опубликует значимые для всего мира научные статьи, литературные произведения, исполнит собственные музыкальные произведения, возглавит новые технологические проекты или добьётся максимальных высот в спорте.

Проектная работа, как и технологии быстрого и эффективного освоения базовых предметных знаний, которые развивает "Сириус", за следующие 10 лет  станут доступны для ребенка из каждой школы. Значит, изменится и сама "школа через 10 лет": индивидуальные образовательные траектории, учет и развитие всего лучшего, что уже нами создано, подготовка педагогов-исследователей, гибкость всей системы в целом, ее сфокусированность на достижении приоритетных национальных задач, воспитание ответственных и любящих свою Родину граждан.

- Как талантливым детям сохранить свои преимущества при переходе во взрослую жизнь? Ведь мы знаем, что их активно зовут за рубеж, а как ведут себя наши компании и вузы?

- Во взрослой жизни человек должен уметь сам ответить на этот вопрос. И как раз для этого мы и должны формировать систему образования, которая гарантирует раскрытие потенциала каждого, его востребованность. Даже при всей непредсказуемости развития общества и технического прогресса. Нужно учить детей жить в неопределенном, постоянно меняющемся мире, самим ему соответствовать. Это опять про систему раскрытия и развития талантов у всех. Если ребенок, человек вынужден бессистемно подстраиваться под непрерывно меняющиеся внешние требования рынков или моды на что-то, то вряд ли такой человек будет счастлив. Если же человек знает свою цель, свою мечту и идет к ней, безусловно, учитывая происходящие изменения, но учитывая именно изменения, а не изменяя себе и своей цели, то этот человек будет успешен, счастлив. А раскрытие талантов на ранней стадии и их поддержка, развитие –разве это не есть формирование мечты и помощь в первых шагах, закрепление навыка труда и ответственности за достижение цели?

- Совсем скоро – выборы в Государственную думу Российской Федерации. Каким вы видите состав федерального парламента? Как одной-двумя фразами вы бы нарисовали портрет современного российского парламентария?

- Вне зависимости от того, какой он будет, депутаты должны в полной мере осознать необходимость изменений в сфере национального образования. Уверена, что активное участие в работе парламента позволит перенести многие инициативы на законодательный уровень.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх